Достопримечательности Минска: монастыри и храмы
Монастырь бернардинцев в Минске.
В последующие годы монастырь не раз страдал от пожаров, но всякий раз восстанавливался и реставрировался.
К концу XVIII — началу XIX веков бернардинский монастырь занимал целый квартал, а комплекс его построек включал в себя храм с пристроенным к нему жилым корпусом, а также многочисленные строения: трапезную, школу, госпиталь, конюшню и даже пивоварню. Вокруг монастыря протянулась высокая каменная ограда с несколькими воротами.
В 1864 году, в качестве наказания за участие в восстании Кастуся Калиновского, здание костела у церкви было конфисковано, а монастырь упразднен. Восстановление началось спустя более ста лет - в 1983 году костел Святого Иосифа был отреставрирован.
С архитектурной точки зрения костел Святого Иосифа представляет собой трехнефную безбашенную базилику с несколько выпуклым фасадом, украшенным декоративными элементами. По краям фасада расположены две ниши, в которых прежде помещались скульптуры. Над главным входом находится большое трехлепестковое окно.
Изначально здание монастыря было украшено резьбой, произведениями живописями и позолоченными алтарями, здесь же располагалась богатая библиотека. К сожалению, после XIX века роскошь убранства и старинные захоронения монастыря были уничтожены. Но, несмотря на это, несомненно, это здание представляет интерес для любителей исторических путешествий.
Адрес: ул. Кирилла и Мефодия, 4.
Свято-Елизаветинский монастырь.
Это православный монастырь, расположенный на северной окраине Минска, в районе Новинки. Его уникальность заключается в том, что в настоящее время монастырь является единственным действующим в городе. Он был основан в 1990-е годы на новом месте, на котором церквей прежде не существовало. Свое название монастырь получил в честь великой княгини Елизаветы Федоровны.
В комплекс монастырских построек входит два храма. Центральным является Елизаветинский храм, который построен в стиле, близком к московской архитектуре XVI столетия. Второй храм, расположенный перед входом в монастырь, был освящен в честь иконы Божией Матери "Державная". Интерьер храма декорирован мозаикой в византийском стиле.
Помимо культовых сооружения, в ансамбль монастыря входит колокольня Елизаветинского храма, которая гармонично сочетается с башней, расположенной с противоположной стороны и архитектурно повторяющей стиль колокольни, а также расписанная фресками трапезная, келейные корпуса и ограда с невысокими башнями. При монастыре действует свыше двадцати различных мастерских и сувенирных лавок, а также открыта трапезная для паломников.
Адрес: ул. Выготского 2.
Кафедральный собор Сошествия Святого Духа.
Это главный храм белорусского экзархата Русской Православной церкви. Он находится в центре Минска и, безусловно, является украшением города.
История собора начинается в 1633—1642 годах, когда было построено здание в стиле белорусского барокко, в котором изначально находился православный монастырь Космы и Демьяна. Но в середине XVII века, когда повсеместно стала распространяться церковная уния в монастыре разместился орден бернардинок. Во время русско-польской войны храм бернардинок был сильно повреждён и освящался заново в августе 1687 г. епископом Виленским Николаем Слупски. В 1741 году здание было разрушено пожаром, который стал причиной реконструкции монастыря.
В середине XIX века костёл был закрыт, а спустя некоторое время храм начал новую жизнь под другим именем. В 1860 г. бывший костёл, вновь ставится православной церковью. В 1870 году главный престол монастырского храма освятили в честь Сошествия Святого Духа, а правый придел храма был освящен в честь святых Мефодия и Кирилла. В том же году при нём открыли мужской православный монастырь. Монастырскую братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. Сюда они перевезли библиотеку, ризницу и многое другое монастырское имущество. Монастырь просуществовал до 1922 года. А церковь действовала до 1918 года, потом с нее сняли кресты и отдали под учреждения. Однако в военное время 1942 года храм возобновил службы. И больше не закрывался. В 1961 г. Свято-Духов храм стал собором. Ему присвоили статус главного храма православной Белоруссии.
Главной реликвией считается чудотворная икона Минской Божьей Матери, находящаяся слева от царских ворот в резиденции кафедры Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Считается, что икона была написана евангелистом Лукой и долгое время она находилась в Византии, а затем князь Владимир привез ее в Киев. Во время татарского нашествия с иконы были украдены все украшения, а сам лик брошен в воды Днепра. Но икона уцелела и чудесным образом явилась в Минске на одном из берегов реки Свислочи.
Ценнейшими реликвиями собора являются мощи Блаженной Софии Слуцкой, частицы мощей Святой великомученицы Варвары. Великолепны мозаичные иконы Пресвятой Троицы, святых Иоанна Предтечи, учителей словенских Кирилла и Мефодия.
Прежде чем принять современный облик храм неоднократно перестраивался. Сейчас он выглядит как двухбашенная трехнефная базилика в стиле виленского барокко.
Адрес: ул. Кирила и Мефодия, 3
Собор Всех святых
Собор расположен на пересечении улиц Всесвятской и Калиновской и принадлежит белорусскому экзархату Русской Православной церкви. Первый камень в его основание заложил Святейший Патриарх Алексий II в 1991 году. Через пять лет при участии президента Белоруссии и Митрополита Минского здесь заложили капсулу с памятной грамотой, содержащую в себе воззвание к потомкам. Высота храма вместе с крестом составляет 74 метра. Одновременно он сможет принять 1200 прихожан.
В октябре 2008 года на храм-памятник установили великолепные купола. В июле 2010 года в крипте собора состоялась церемония по захоронению останков трех неизвестных солдат, которые пали в сражениях трех войн – Первой мировой войны, Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны.
Собор Всех Святых – это одно из самых красивых православных строений в городе, архитектура которого считается современной и уникальной. Аналогов такому проекту Вы не найдете нигде в мире. Храм включает в себя 504 ниши, которые со временем будут полостью заполнены хрустальными емкостями.
Адрес: ул. Калиновского 121
Костел Святого Роха.
В Минске есть примечательный костел — Святого Роха. Святой Рох в католицизме считается защитником людей и животных от заразных болезней. Постройкой костела горожане пытались спастись от эпидемии холеры, они всем миром собирали средства на его возведение по совету одного польского врача. Жители спаслись от страшной болезни. Костел не раз реконструировали. Сегодня он служит в качестве храма и, одновременно, концертного зала. Служба в костеле идет только на белорусском языке. В других — на белорусском и польском языках.
На Белоруссию сильное влияние оказали католическая и православная церкви. Во времена правления Великого княжества Литовского и польского королевства здесь было установлено немало костелов. Во времена СССР многие из них были заброшены. И только в 90-х годах прошлого века костелы стали возвращаться к жизни.
Адрес: Минск, пр-кт Независимости, д. 44A.
Костел Благовещения Пресвятой Девы Марии.
Архикафедральный собор Пресвятой Девы Марии называют главным католическим храмом Белоруссии. Костел Благовещения, выделявшийся среди остальных прекрасными алтарями и иконой Божьей Матери, во второй половине XIX века, как и большинство архитектурных памятников Минска, получил невосполнимый ущерб. Тем не менее, на сегодняшний день сохранились все семь алтарей, здесь же можно увидеть прекрасные произведения белорусской иконописи XVII века и, конечно, икону Минской Божьей Матери, по преданию привезенную в Киев в 988 году и попавшую оттуда в Минск.
Костел удалось практически полностью восстановить. Сегодня он является одним из главных объектов исторического центра Минска — Верхнего города. Костел расположен рядом с православным Кафедральным собором.
Адрес: ул. Революционная 9.
Костёл Святого Симеона и Святой Елены
Это памятник архитектуры неоготики с элементами модерна. Костел красного кирпича, стоящий на самой главной площади Минска, площади Независимости стал одним из символов столицы.
Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму (100 000 рублей) на строительство храма. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память о двух рано умерших детей Войниловича. Автором проекта был архитектор из Варшавы Т. Пояздерский. Первый камень будущего костела был торжественно освящен в сентябре 1906 года. На площадку стали поступать самые лучшие строительные материалы: красный кирпич из Ченстохова, а также розовый песчаник и мрамор для алтарей и колонн. Спустя два года крыша храма уже была покрыта черепицей. Внутренней его отделкой занимались скульптор из Варшавы З. Отт и художник Ф. Бруздович.
Новый костел отличался необычной для Минска того времени архитектурой, церковь представляет собой базилику с пятью нефами и тремя башнями Ядром композиции стала высокая прямоугольная башня из 4-х ярусов высотою 50 метров – символ вечной скорби родителей, утративших детей. Оригинальным архитектурным решением можно считать установку двух шатровых малых башен по бокам алтарной части. Обычно их ставят на главном фасаде.Эти башни получили имена Симеона и Елены. С наружной стороны комплекс украсили большие окна-розы, размещенные над входами. Освящение нового костела состоялось 21 ноября 1910 года. За красный цвет стен в народе он получил название Красный костёл.
В 1932 году костёл был закрыт, и в нем попеременно размещались Государственный польский театр БССР, киностудия, Дом Кино и Музей истории белорусского кино. В 1990 году Красный костёл был возвращён Католической церкви. После возвращения верующим в 1990 году Красный костёл стал одним из самых популярных у минчан. Он расположен в центре, имеет вместительный зал, и при строгой архитектуре не лишен изящных украшений. Витражи сделаны по мотивам белорусских народных художественных традиций, люстры из меди. Главный портал украшает фамильный герб Войниловичей.
Из наиболее чтимых святынь костела – копия Туринской плащаницы, переданная в 2000 году в дар Туринским кафедральным собором.
Сегодня костел св. Симеона и св. Елены – не только действующий католический храм, но и интересный памятник архитектуры.
Скульптура Архангела Михаила.
В 1996 г. у Красного костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. Она символизирует победу небесного воинства над силами тьмы. Архангел Михаил издавна считается святым покровителем Беларуси.
Колокол Нагасаки
Этот колокол – напоминание о жертвах ядерных катастроф. Был установлен на площади Независимости в сентябре 2000 г. в десятке метров от скульптуры Архангела Михаила рядом с Красным костелом. Колокол представляет точную копию колокола «Ангел», уцелевшего после атомной бомбардировки Нагасаки 9 августа 1945 г. По инициативе католической церкви Японии "двойник" "Ангела" был отлит в дар белорусскому народу мастерами колокольного литья. В основании мемориала заложены капсулы с землей из Иерусалима, из японских городов Хиросима и Нагасаки и из районов, пострадавших от чернобыльской катастрофы.
Оригинальный колокол "Ангел" находился в кафедральном католическом соборе Ураками в городе Нагасаки. После атомной бомбардировки костёл был уничтожен, однако колокол уцелел под его развалинами, и его, спустя некоторое время, откопали прихожане. С тех пор колокол-жертва находится в центре Нагасаки и своим ежедневным звоном предупреждает людей о страшных последствиях войны.
По инициативе католической церкви Японии "двойник" "Ангела" был отлит в дар белорусскому народу мастерами колокольного литья и установлен на площади Этот колокол – напоминание о жертвах ядерных катастроф был установлен на площади Независимости в сентябре 2000 г. в десятке метров от скульптуры Архангела Михаила возле Красного костела. Центром композиции является колокол – точная копия колокола «Ангел», чудом уцелевшего в атомной бомбардировке Нагасаки 9 августа 1945 г. Копия колокола – дар японского народа народу Беларуси. В основании мемориала заложены капсулы с землей из Иерусалима, из японских городов Хиросима и Нагасаки и из районов, пострадавших от чернобыльской катастрофы. Каждое воскресенье в 12 часов колокола трех городов звучат одновременно, как напоминание о жертвах атома и о жизни как великом даре Божьем…