Самые популярные туры
Солнечная Армения, 9-12 июня 2012 года
Начну с того, что по прилету в Ереван лично меня приятно впечатлили встречающие - многие из них были с красивыми букетами и корзинами цветов. Создалось ощущение, что в городе какой-то праздник и сразу на душе повеселело в ожидании приятных впечатлений.
Нас разместили в отеле Метрополь 4*, через дорогу от винно-коньячного комбината «Ной», а с балкона номера открывался вид на завод «Арарат».
Каждый выбрал сам, где и как провести первый вечер, лично нас ужин в этот вечер ждал в аутентичном ресторанчике «Наша деревня» с живой фольклорной музыкой, где все блюда и напитки подают в глиняной посуде, порой, где-то треснувшей, что только добавляло колорит. Очень душевно. Шашлык, долма, овощи-гриль, севанская форель, гранатовое вино
для женщин, коньяк для мужчин и поднятое настроение стали хорошим завершением первого дня в Армении.
На второй день нас ждало посещение языческого храма Гарни (1-й век) и Монастыря Гегард (13-й век), включенного в список Всемирного Наследия Фонда ЮНЕСКО. Но прежде мы отправились к подножию грозной и сильной, с лицом, застывшим в сдержанной скорби, и руками, у которых хватит силы нанести удар врагу – Матери Армении.
Находясь на возвышенности около монумента, мы не сразу обратили внимание на необычное облако, висевшее над раскинувшейся перед нами столицей - АРАРАТ. Видно было самую кромку, необычные ощущения.
Далее наш экскурсионный автобус проследовал на Вернисаж - очень колоритное место. Здесь выставлены на продажу картины, изделия из дерева, серебра, гончарные изделия. Нам удалось приобрести предметы интерьера, красивую глиняную посуду за символичную цену. В Москве такого точно не найти. Удовольствия море!
Впереди культурная программа дня.
Крепость Гарни живописно расположилась на высоком скалистом утесе. С трех сторон она окружена глубокими ушельями, с живописными вертикальными скалами из причудливых отвесных камней. С четвертой, равнинной стороны, была возведена мощная крепостная стена высотой 26 метров, которая была выстроена из крупных базальтовых блоков, соединенных друг с другом железными скобами, залитыми свинцом. На
крепостной стене располагались 14 башен с бойницами, которые сообщались между собой. ГАРНИ с IV века до н.з. до ІІІ века н.з. служила резиденцией армянских царей. Дворцовые здания располагались в южной части крепости. Здесь находились и парадные апартаменты царей, и дворцовая Церковь, и жилые покои, и баня.
Царский Дворец был двухэтажным. Он занимал площадь 15х40 метров. Его парадный зал (10х2О м), был украшен многочисленными колоннами. Стены помещения были богато расписаны цветной штукатуркой. При раскопках на территории дворца были найдены фрагменты различных скульптур, предметы дворцового быта, детали архитектурных украшений. Недалеко от дворца находилась парадная зала, где проводились торжественные мероприятия. Здесь же принимали гостей. Рядом была расположена баня, сооруженная в ІП веке. Она состояла из пяти комнат: раздевальни, купален с горячей и холодной водой, топочного помещения с резервуаром для подогрева воды. До наших дней сохранилась мозаика с различными сюжетами, которой были выложены полы помещений. Сюжет мозаики в раздевальной взят из греческой мифологии. На ней изображен бог Океанов и Морей в окружении нереид и рыб. Сохранились надписи на греческом языке.
К северу от строений был размещен гарнизон. Здесь же находились помещения для слуг. Уникальным памятником крепости является античный языческий храм, посвященный богу Солнца, построенный в І веке нашей эры в самой высокой части крепости. Но он не был уничтожен, как многие языческие храмы, после принятия христианства в Армении.
Храм господствует над остальными постройками. Он далеко виден со всех сторон, поражая своей пропорциональностью и гармонией своих частей. Храм возведен на высокой платформе, размеры которой 15х11 метров. С северной стороны к зданию поднимается широкая лестница, состоящая из 9 мощных ступеней. Крыша постройки покоится на 24-х величественных колоннах.
Храм имеет богатую архитектурную отделку. Выступающие по сторонам лестницы массивы украшены барельефами коленопреклоненных атлантов с воздетыми руками. Капители колонн украшены ажурным лиственным орнаментом с невысоким рельефом. Карнизы боковых фасадов увенчаны львиными головами. Дверной проем украшал резной
наличник. Внутри храма был установлен идол, олицетворяющий Солнце, являющийся предметом поклонения древних армян.
В христианский период цари использовали Гарнийский храм в качестве летней резиденции - "дома прохлады". Храм был разрушен во время землетрясения 1679 года, но в 60-х годах ХХ века храм был полностью восстановлен архитектором Саиняном.
Знаменитый пещерный монастырь Гегард расположен на склоне величественной отвесной скалы, расположенной в живописнейшей котловине ущелья реки Гарни.
По сведениям историков, еще в ІV веке, в ущелье находился пещерный монастырь Айриванк. Однако ни одна постройка этого монастыря не сохранилась. Лишь у летописцев можно найти сведения о величественных храмах монастыря, удобных жилищах монастырской братии и многочисленных хозяйственных постройках, в которых путники всегда находили пристанище. Однако в Х - ХІ веках монастырь неоднократно подвергался нападению захватчиков, а в 923 году был разграблен и сожжен. Погибли все первоначальные строения монастыря, но на их месте в последующие века строились новые сооружения. У самого входа
в котловину находится полупещерная часовня, посвященная первому христианскому проповеднику и католикосу Армении ГРИГОРУ ЛУСАВОРИЧУ (Григорию Просветителю), высеченная в 1177 году. Существующий ансамбль относится к ХII-ХIII векам. Название Гегард церковные легенды связывают с хранившимся здесь копьем, которым пронзили Христа на кресте. Сейчас наконечник этого копья хранится в Эчмиадзинском музее. Главная церковь комплекса КАТОГИКЕ была построена в 1215 году основателями династии Захаридов, фамильный герб которых - лев, терзающий быка, - высечен над дверью храма Катогике. Это сооружение типичное для средневековья с купольным залом, план которого представляет собой крест, вписанный в прямоугольник. По углам зала расположены четыре двухэтажные часовни придела. На второй этаж ведут висячие (консольные) лестницы. Обычная архитектурная композиция тут доведена до совершенства. Она отличается пропорциональностью и изяществом отделки. В композиции памятника господствует линия вертикали. Устремленность вверх подчеркивается и вытянутой формой барабана с узкими и длинными нишами, которые покрыты изящной кружевной отделкой, и расположением главных украшений храма по вертикали.
Очень нарядно выглядит купол здания. Барабан купола обрамляют парные полуколонки, соединенные между собой изящными арками. Стены украшает тонкая резьба.
Здесь растительные и геометрические орнаменты сочетаются с объемными
изображениями птиц и животных, а также человеческих масок. Особенно выразителен переход от сумрака нижней части помещения к, насыщенному светом, высокому подкупольному пространству. Продолжением главной церкви является притвор или ЖАМАТУН, построенный в 1225 году. Это большая прямоугольная зала, в центре которого находятся четыре мощные колонны, переходящие в восемь арок, поддерживающих купол здания. Купол состоит из девяти разных сводов. Все части купола украшены богатой резьбой с разнообразным орнаментом. Особым изяществом отделки отличается перекрытие центральной части строения, завершающееся световым окном - ердиком. В северной стене притвора, которую заменяет скала, находятся два входа, которые ведут в самую оригинальную часть монастыря.
Левая дверь притвора ведет в главный скальный храм. Хотя она целиком
высечена в скале, но хорошо освещается через световое окно, прорубленное на потолке.
Церковь имеет четкий архитектурный облик. Здесь вырублены и полуколонны, и перекрещивающиеся арки, и глубокие сводчатые ниши, окаймленные фигурными арками.
Стены покрыты изящной резьбой. И купол церкви, и потолок притвора богато украшены орнаментом. На полу плещется студеный родник. У края светового отверстия высечено имя строителя, подарившего миру этот шедевр каменотесного искусства. Через правую дверь можно попасть в пещерное сооружение, которая состоит из двух помещений. Переднее - было усыпальницей княжеского рода Прошей. Здесь над аркой высечен их герб: бычья голова, к которой привязаны два льва, между львами - орел с ягненком в когтях. Западная стена украшена полуколоннами с арочками, восточная - большим орнаментированым крестом
между дверью и маленькой часовней.
Другое помещение - церковь АСТВАЦАЦИН(БОГОРОДИЦЬІ). Церковь хорошо освещается светом из проема в вершине купола. Особо изящен барабан. Он разбит арочками на двенадцать частей и переходит в четыре арки,
покрытых рядами резных трилистников, идущих в шахматном порядке, точно пчелиные соты.
Арки опираются на стройные полуколонны, которыми украшены внутренние углы стен церкви, образующие в плане крест. Алтарная ниша находится на возвышении и украшена орнаментом из ромбов, полуколоннами с арочками и превосходным карнизом. По ее сторонам в стенах вырезаны два хачкара.
Вся церковь богато убрана резьбой. Церковь Аствацацин имеет три придела, два - подле алтаря, а третий в северном крыле. Из них только южное крыло помещается так близко к поверхности, что строители там прорубили окно, через которое видна церковь Катогике.
Вдоль скалы прорублена крутая наружная лестница, ведущая к различным сооружениям внутри скал. В 1288 году в скале был прорублен десятиметровый коридор, стены которого были украшены вырезанными на стенах хачкарами. Коридор завершается большим прямоугольным залом. Это просторное помещение с четырьмя колоннами посредине, соединенные арками между собой и со стенами. Оно освещается через отверстие в куполе.
Однако светло там только в летнее время, и только тогда, когда солнце стоит высоко над головой. Очевидно, что такое освещение объясняется тем, что помещение служило усыпальницей. До сих пор остается неясным, как были прорублены эти подземные сооружения. Здесь нужно было произвести очень сложные расчеты, а главное, работать без брака: ведь любое неосторожное движение руки каменотеса могло привести к изъяну, который в наземной постройке можно было устранить путем замены камня, чего нельзя было сделать в пещерных помещениях. И действительно, тут все продумано, взвешено и аккуратно выполнено. Так как все высеченные помещения имеют в вершине центрального свода световое отверстие, то можно предположить, что с него начинались все работы по созданию в скалах этих уникальных сооружений.
Монастырь Гегарда долгие годы был известным духовным центром средневековой Армении. Он был также одним из центров письменности. Здесь писали, переписывали, украшали миниатюрами многочисленные рукописи. В монастыре была и богатая библиотека. Здесь была и своя школа. По обе стороны монастырских стен расположены пещерные кельи. Уже 700 лет стоят церкви монастыря Гегард. За последние годы лишь были благоустроены жилища для монахов, монастырский двор, построена трапезная.
Во второй половине дня мы отправились на озеро Севан, расположенное на высоте 1905 метров над уровнем моря. Озеро Севан известно находящимися на побережье памятниками культуры и рекреационными ресурсами: минеральными источниками, чистым воздухом, красивой природой. Его зеркало ярко отражают лучи солнца.
По приезду нас ждали двухэтажные коттеджи прямо на берегу озера. Жаль, вода в нем прогревается лишь во второй половине лета, но нашлись отважные смельчаки.
Монастырский комплекс Севанаванк, основанный в VIII веке, является самым знаменитым из исторических памятников, расположенных на побережье озера Севан - туда-то мы и направились с самого утра.
Комплекс строений расположен на одноименном полуострове Севан, который ранее являлся небольшим островом.
Третий день путешествия сопровождался поездкой в курортный городок Дилижан, славящийся своей живописной природой, целебным воздухом и густыми лесами. Удивительно красиво. Кажется, что горы окутывают и оберегают эту долину живой любовью и нежностью.
На высоте 1500 метров воздух непривычно прозрачен и кажется окрашенным в блестящий темно-синий цвет. Наиболее бросаюшееся в глаза впечатление _ это спокойствие, веющее от долины. Шикарная природа, этот городок прозвали маленькой Швейцарией.
Если ехать от Дилижана в сторону села Техут через заповедный буковый лес дорога сама выводит на прекрасный монастырский комплекс ХІ-ХШ в.в. - Агарцин. Он расположен среди дремучих дубовых лесов, в ущелье небольшой, но бурной горной речки.
Возвратившись в Ереван, нас проводили в погреба винно-коньячного завода «Ной», что через дорогу от нашего отеля. Любопытно было узнать, как определить «сколько лет» коньяку, увидеть дубовые бочки диаметром по три метра, услышать неповторимый запах
винных погребов.
В последний день мы завершили культурную программу, насладившись памятниками Эчмиадзин - Хор Вирап - Звартноц. Все они располагаются в Ереване и его окрестностях.
Ереван - гостеприимный и безопасный город. Столичные жители были к нам добры и улыбчивы, помогали советами и рекомендациями, где вкусно поужинать, как найти магазин или как пройти к гостинице, если мы заплутали во время вечерних прогулок.
Несомненно, было приятно отходить от программы в пользу пожеланий туристов. К примеру, пока некоторые участники группы удовлетворяли потребности на местном рынке, вторая половина получала удовольствие от посещения незапланированного по программе дома-музея Параджанова. Советский кинорежиссер и сценарист, художник и просто
гениальный человек.
Уверена, вся группа насладилась этим путешествием. Каждый нашел в нем что-то по душе, для себя, ввиду его разнообразия. Спасибо организаторам и группе!