Достопримечательности Витебска
Ратуша
Городская Ратуша, построенная в конце XVI века, сохранилась до наших дней, и сегодня является самой главной достопримечательностью Витебска.
В средние века ратушу позволяли строить только тем городам, которым было даровано магдебургское право, то есть которые получили право на самоуправление. Раньше если видели Ратушу, то сразу понимали, здесь живут свободные люди. В 1597 году король Польши и Швеции, великий князь литовский Сигизмунд III Ваза даровал магдебургское право городу Витебску. В Витебске возник свой орган самоуправления магистрат и была построена деревянная ратуша на рыночной площади. Деревянное здание ратуши неоднократно горало, поэтому, в 1775 году было решено построить кирпичную ратушу. После перестроек ратуша приобрела современный вид: трехэтажное здание с огромной башней и часами.
В 1924 году здание ратуши отдали краеведческому музею, который находится здесь, по сей день.
Адрес: Витебск, ул. Ленина, 36.
Старый город Витебска
Эта зона была создана в Витебске как памятник градостроительства XVII-XVIII веков. Здесь сохранились фрагменты застройки улиц, жилые дома, гражданские учреждения.
В архитектурную зону входят Земельный банк, работающий уже более века, а также ансамбль Ратушной площади. Католический костел, который также должен был войти в состав исторической зоны, был разрушен в 1950 году во время расширения улицы Ленина.
Здесь стоят дома, которые можно назвать исключительно витебскими — по улице Чехова находятся здания с особым бордовым колоритом. Такой цвет дома получили благодаря добавлению особой глины . Бордовый цвет — цвет настоящих витебских домов.
Губернаторский дворец.
Губернаторский дворец является памятником архитектуры XVIII века и одной из главных достопримечательностей Витебска. Он построен в очень красивом месте — на левом берегу Западной Двины отсюда открывается красивый вид на реку. Дворец состоит из двух корпусов.
Основной, или северный корпус, построен в 1772 году по проекту архитектора Ф.Санковского в стиле классицизма. В 1806 году здание перестраивалось под резиденцию губернатора. Этот корпус трёхэтажный. На первом этаже находился парадный вестибюль с лестницей и помещения для прислуги. На втором – приёмная, гостиная, кабинет губернатора, на третьем – жилые помещения.
Второй корпус дворца двухэтажный и пристроен он был к основному в 1811 году. Стиль постройки – классицизм с чертами модерна. На первом этаже корпуса располагались канцелярские и управленческие службы губернатора, на втором – столовая, концертный зал и театр. В торцовой части корпуса была даже церковь.
Планировка дворца неоднократно менялась за годы его существования.
Первоначально, дворец строился как особняк шляхтича Кудиновича. Затем в нём располагалось дворянское собрание, а с 1806 года дворец стал резиденцией генерал-губернатора.
В 1811-1821 годах во дворце жил генерал-губернатор Беларуси герцог Александр Вюртембергский (брат императрицы Марии Фёдоровны).
В 1812 году во время своего похода на Москву во дворце останавливался император Франции Наполеон Первый. В Витебске он принял решение временно прекратить наступление и дать отдых войскам. По его приказу перед дворцом даже была создана площадь. Для этого были разрушены располагавшиеся перед дворцом деревянные дома и так и не достроенная Преображенская церковь. В одной из комнат император устроил личную церковь. Здесь же Наполеон Бонапарт отметил свой 43-й день рождения.
В 1831 году в губернаторском доме в Витебске жил великий князь Константин Павлович, брат императора Николая Первого. К сожалению, время его приезда в Витебск совпало с царствованием в городе холеры. Князь заразился и менее чем через сутки скончался.
В 1853-1854 годах в доме губернатора в Витебске жил Иван Лажечников, вице-губернатор Витебской губернии, а также писатель и первый русский исторический романист.
Во время Второй войны здание частично пострадало, но было восстановлено после войны.
Адрес: Витебск, Советская улица, 18.
Благовещенская церковь.
Благовещенская церковь в Витебске – одна из самых древних церквей, восстановленная в наше время. Согласно легенде, Благовещенскую церковь основала княгиня Ольга, которая останавливалась в Витебске по пути из стольного града Киева в Полоцк. При Ольге была построена только деревянная церковь. Великолепный храм в византийском стиле был построен в XII веке на левом берегу Западной Двины. Для его строительства были приглашены мастера из самой Византии, что подтверждают археологические изыскания. Есть еще легенда, согласно которой, в Благовещенской церкви Александр Невский венчался со своей невестой полоцкой княжной Александрой.
Церковь процветала и неоднократно обновлялась, но тяжелые времена наступили для православия после принятия Брестской унии. В 1619 году в храм пришли униаты. Однако православные были предупреждены и не оставили им ничего ценного, только стены, расписанные великолепными фресками.
В 1623 году униатский архиепископ, непримиримый враг православия Иософат Кунцевич приказал забелить фрески Благовещенской церкви. В этом же году произошло восстание, во время которого православный народ убил Иософата Кунцевича и сбросил его тело в реку. Городской суд повелел за такое злодейство отобрать у православных Благовещенскую церковь, снести купола и переделать его в католический храм.
В 1831 году российское правительство вернуло православному населению отобранные храмы на территории подвластного ему города Витебска. Храм был реконструирован в популярном в те времена псевдорусском стиле.
Храм серьезно пострадал во время Великой Отечественной войны, но все же устоял, давая приют горожанам, лишившимся жилья. Ближе к окончанию войны в церкви произошло чудо – сами собой открылись древние фрески. Однако советское правительство, ведущее непримиримую борьбу с церковью, в 1961 году взорвало древний храм. Обрушились своды, но стены устояли, а верующие смогли отстоять хотя бы то немногое, что оставалось от храма. Так он и простоял в руинах до наших дней.
В 1992 году было принято решение о восстановлении Благовещенской церкви. Для этого были привлечены ученые-историки, археологи и лучшие строители, чтобы придать церкви ее первоначальный облик.
7 апреля 2006 года храм был полностью достроен, расписан изнутри новыми фресками и украшен.
Адрес: Витебск, площадь 1000-летия Витебска.
Свято-Воскресенская (Рынковая) церковь
Первая Воскресенская церковь на Рыночной площади от которой происходит ее второе название – Рынковая, была построена еще в XVI веке. Первое упоминание о ней относится к 1558 году. В 1772 году на месте сгоревшей деревянной церкви на Рыночной площади был построен каменный униатский храм в стиле виленского барокко на пожертвования витебского купца Николая Смыка, от чего храм этот получил еще одно название Смыковой церкви.
В 1812 году Наполеон Бонапарт, завоевавший Витебск, был настолько очарован красотой Рынковой церкви, что его рука не поднялась на грабеж. После провалившегося польского национально-освободительного восстания, униатский храм был закрыт, а здание передано Православной Церкви. Храм перестроили его на православный манер, украсив его византийскими куполами.
В 1936 году пришедшие к власти большевики взорвали прекрасный старинный храм, который был визитной карточкой города.
В 2001 году было принято решение о восстановлении храма. Было решено воссоздать первоначальный католический храм, дополненный небольшими изменениями и византийскими куполами.
10 июня 2009 года Свято-Воскресенская церковь была торжественно освящена. Внутреннее убранство оформляли витебские художники и живописцы. К храму ведет широкая красная лестница. По мнению горожан, Воскресенская церковь стала настоящим украшением Витебска.
Адрес: Витебск, улица Суворова, 2.
Свято-Успенский кафедральный собор.
Свято-Успенский кафедральный собор в Витебске – один из уникальных храмов Беларуси, построенный в живописном уголке города - на высоком берегу Западной Двины. Раньше на этом месте стояла старинная церковь, разрушенная в советское время. Но в начале XXI века храм воскрес. Сегодня это единственный собор в Витебске, нижний действующий ярус которого находится под землей.
Изучая историю Витебска поняли, что Успенская гора, на которой сегодня возвышается собор, тысячелетиями использовалась для строительства религиозных сооружений. Сначала здесь находилось языческое святилище. С зарождением христианства на этом месте построили церковь, которая много раз горала. После пожара 1708 года житель Витебска Адам Кисель на собственные средства восстанавливает монастырские постройки и церковь, названную в честь Успения Пресвятой Богородицы. С этого момента и начинается история современного Успенского собора. Но и эта церковь недолго простояла, она тоже сгорела.
Вновь построить храм на Успенской горе решили в 1743 году. На этот раз строили из камня. Рядом с ним был основан монастырь, приходская школа и библиотека. Проектом занимался архитектор из Гродно Иосиф III Фонтани, но строительство было приостановлено. В 1772 году Витебск был присоединен к России, и достраивали храм уже русские зодчие. Указом императора Павла I собор был отдан православным и освящен в честь Успения Богоматери. Значительные средства на его обустройство выделила императорская канцелярия и Александро-Невская лавра.
Как только в Витебске установилась советская власть, Успенский собор был закрыт, а в 1936-м храм взорвали. Несомненно, это была большая потеря для культуры Витебска. Тогда для многих жителей города увиденное стало чудом: на месте собора лежали не обломки стен, а отдельные кирпичики, на которые рассыпалась церковь.
Возрождение собора началось в 1990-ее годы. Активно разрабатывается проект по восстановлению Успенского собора. Во время археологических раскопок, которые предшествовали восстановлению Успенского собора, удалось установить точное расположение храма. И наконец в 1998-м Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II на месте строительства храма заложил капсулу с памятной грамотой и освятил первый камень. Активное строительство собора началось в 2000 году. Собор получился монументальным и красивым. Башни украсили колокола: на южной башне установили 10 колоколов, а на северной башне 11 колоколов. Здесь же установлен самый большой колокол во всей Беларуси, вес которого – 5,2 тонны.
Торжественное открытие Свято-Успенского кафедрального собора, было приуроченное к великому церковному празднику – Благовещению и состоялось 7 апреля 2011 года. Перед входом в храм установлен памятник патриарху всея Руси Алексию II.
Адрес: Витебск, ул. Крылова, 9.
Витебский краеведческий музей.
Витебский краеведческий музей по праву считается одним из самых старых и самых богатых музеев Беларуси. У него пять филиалов, в которых хранится более 200 тысяч экспонатов.
Краеведческий музей в Витебске был основан в 1918 году. Основой музейной коллекции стало собрание древностей коллекционера А. Р. Бродовского. До революции у него был частный музей в Вильно (Вильнюс), который назывался «Музей древностей и художественной промышленности». В 1915 году Бродовский перевез свою коллекцию в Витебск. Он получил должность директора Витебского губернского музея. Этот музей разместили в здании бывшей духовной семинарии.
Десять тысяч экспонатов вошло в сорок тематических коллекций. Самой ценной считалась коллекция нумизматики. Фонды музея пополнились не только за счет Бродовского, попала сюда и частная коллекция В. П. Федоровича, фонды музея Виленского офицерского товарищества (войскового собрания), эвакуированного в Витебск в годы Первой мировой войны, коллекции церковно-археологического музея и Витебской архивной учёной комиссии. После смерти патриарха витебского краеведения А. П. Сапунова (1924) в губернский музей передан его архив и личные вещи.
В 1924 году музей переехал в здание ратуши.
Целых три года было потрачено на подготовку экспозиций, только в 1927 году первые посетители смогли осмотреть музей. Здесь было шесть отделов - археологический, исторический, этнографический, церковный и отдел современной промышленности. В них содержались около 30 тысяч экспонатов.
В художественном отделе можно было полюбоваться коллекцией уральских самоцветов, французскими гравюрами, китайским, немецким и английским фарфором. Были здесь произведения таких мастеров, как Айвазовский, Минин, Шагал, Юдовин и др.
В начале Великой Отечественной войны музей эвакуировали в Саратов, но все фонды вывезти не успели, около тридцати процентов экспонатов пропали бесследно.
Музей стал восстанавливаться сразу после освобождения Витебска, уже в июле 1945 года здесь прошла первая выставка «Витебская область в годы Великой Отечественной войны».
Сейчас у краеведческого музея пять филиалов: художественный музей, музей частных коллекций, литературный музей, музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнёво» и музей памяти патриотов Витебщины (бывшая тюрьма СД).
Адрес: Витебск, ул. Ленина, 36.
Дом-музей Марка Шагала
Марк Шагал – самый знаменитый белорусский художник один и из самых ярких представителей культуры города Витебска. Дом-музей Марка Шагала в Витебске был открыт 6 июля 1997 года к 110-летию со дня рождения всемирно известного выдающегося художника авангардиста. В состав музея входят два здания: Дом-музей Марка Шагала и Арт-центр Марка Шагала.
Находится музей Марка Шагала на Покровской улице, недалеко от железнодорожного вокзала и представляет собой каменное одноэтажное строение, построенное в XX веке. Родился Марк Шагал 7 июля 1887 года не в этом доме, а в другом – за Смоленским рынком. На ул. Покровскую родители будущего художника переехали в 1900 году, и на этом участке у семьи был один каменный дом, который сейчас и является музеем, а к нему прилегали два деревянных флигеля и лавка, где мать художника, Фейга, торговала продуктами. Все деревянные строения до наших дней не сохранились.
В семье будущего художника, прославившего культуру Витебска далеко за пределами Беларуси, кроме него самого было восемь детей. И конечно дом, в котором проживала семья, было перенаселенным.
В этом каменном доме художник провел юношеские годы, о чем написал в книге «Моя жизнь». Интерьер дома был воссоздан по архивным документам, работами по реконструкции руководил Юрий Черняк. В музее хранятся подлинные вещи, принадлежавшие семье Шагалов в начале XX столетия, а также предметы быта того времени. Экспозиция музея демонстрирует быт семьи художника. В доме можно увидеть восстановленные комнаты: «Кухня», «Гостиная», «Бакалейная лавка», «Комната мальчиков», «Красная комната».
Первые рисунки Шагал начал рисовать именно здесь, сидя у окна в своей комнате либо на печке в кухне, где была его «мастерская №2». На этой кухне по вечерам собиралась вся семья, здесь пили чай и обменивались новостями не только домочадцы, но и их многочисленные родственники. И сейчас на стене в комнате мальчиков можно увидеть коврик, похожий на тот, что изображен на картине «День рождения» , на той, где Белла пришла к нему с букетом цветов, и он как бы взлетел от счастья.
Переходя из комнаты в комнату, можно увидеть семейные фотографии и множество предметов быта, будто сошедших с картин художника. Старинная лампа – копия той, что изображена на картине «Зеркало», хранящейся в Эрмитаже, дореволюционные часы известной французской фирмы «Leroy», посуда... Все потому, что интерьер дома восстанавливали по рисункам Шагала к его автобиографической книге «Моя жизнь» и в этом очень помогли – немецкие друзья витебских музейщиков.
В 1999 году на день рождения художника во дворе дома-музея появился памятник юному Марку Шагалу. Витебский скульптор Валерий Могучий изобразил юношу, держащего в руках скрипку в виде палитры или палитру в виде скрипки, на которой образы Витебска плавно переходят в образы Парижа. Ведь Шагал писал: «Париж, ты – мой второй Витебск». В правой руке у художника смычок в виде кисти, то есть он писал красками, будто играл музыку. Опирается Шагал на некое существо – собирательный образ всех животных, которых он когда-либо изображал. Во рту животного виден любимый цветок художника – василек. Здесь же живописно расположена старинная повозка.
Каждый год в его день рождения 6 июля здесь проходит самый необычный праздник, в ходе которого герои его картин предстают перед посетителями в театральных постановках. Праздник называется «В гостях у Марка и Бэлы».
На другой стороне Западной Двины, стоящий отдельно от Дома-музея, в живописном парке расположился второй музей Арт-центр Марка Шагала.
Арт-центр Марка Шагала был создан в 1992 г и начал работать на несколько лет раньше дома-музея, а после окончания реставрации дом и арт-центр образовали единый музейный комплекс.
В нем представлены картины, и графика Марка Шагала, проводятся выставки творчества современных художников. Здесь хранятся около 300 работ Марка Шагала и среди них уникальная коллекция его графических работ. Здесь можно увидеть и самые ранние произведения Шагала, и последнюю в жизни графическую работу, которую он нарисовал в марте 1985 года, незадолго до смерти в Париже, - «К иному миру».
Коллекция постоянно пополнялась благодаря потомкам художника, а также разным частным лицам, в том числе доктору Генриху Манделю из Германии. Он всю жизнь посвятил собиранию работ Шагала и библиотеки о его творчестве. А потом меценат подарил свою коллекцию Арт-центру в Витебске.
В 2002 году в Арт-центре была открыта специализированная библиотека по творчеству Марка Шагала и искусству XX века. Она создана специально для работы исследователей творчества художника и его современников и насчитывает более 5 тыс. томов, в том числе уникальные книги, которых нет нигде в Европе. Поэтому зарубежные исследователи стремятся в Витебск, чтобы получить доступ к редким материалам.
Каждый год в его день рождения 6 июля здесь проходит самый необычный праздник, в ходе которого герои картин Шагала предстают перед посетителями в театральных постановках. Праздник называется «В гостях у Марка и Бэлы».
В музее можно приобрести сувениры с репродукциями картин Шагала – магниты, керамику, открытки, календари и многое другое.
Адрес: Витебск, ул. Покровская, 11
Ботанический сад Витебска
Ботанический сад Витебского государственного университета был основан еще в XVIII веке. В 1797 году Иван Иванович Веребьев на принадлежащем ему участке земли на правом берегу Витьбы основал совсем небольшой ботанический сад. Его площадь была всего 6 соток.
Официальной датой основания ботанического сада принято считать 1919 год, когда выдающийся ботаник и агроном Г.М. Садовский восстановил остатки прежнего ботанического сада. Сад был создан как учебное пособие для студентов и школьников, где они могли бы наглядно изучать ботанику. Под этим благовидным предлогом ботанический сад был не только восстановлен, его площадь в 1925 году была увеличена до 3 гектар. Регулярно пополнялись ботанические коллекции, велись работы по изучению и систематизации растений.
Для совершенно различных растений здесь создавались специальные условия. Удобное расположение сада у реки Витьба и наличие рядом двух прудов сделало сад поистине уникальным местом, где можно увидеть всевозможные виды растений. Возраст самых старых лип, которые вы можете увидеть, прогуливаясь по Ботаническому саду уже более ста лет.
Во время Великой Отечественной войны Витебский ботанический сад сильно пострадал. На его территории проходили бои, он весь был в воронках от взрывов и изрыт траншеями. Работавшему в ботаническом саду с 1919 года Л.Д. Никольскому пришлось не только восстанавливать коллекцию, но и приводить в порядок территорию.
Сегодня территория ботанического сада занимает около 4 гектар. На нем произрастают около 1,5 тысячи видов растений из разных стран мира. Здесь много красивых, интересных и необычных растений. Кроме того, здесь открыты дендрарий и оранжереи, где работают ученые, которые изучают редкие растения в местах их произрастания, разрабатывают меры охраны и восстановления растительного мира родного края. Для жителей Витебска ботанический сад – излюбленное место прогулок и отдыха.
Адрес: Витебск, угол улиц Коммунистической и Урицкого.
Музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнёво»
Музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнёво» - усадебный комплекс, где проживал великий русский живописец в период 1892-1900 гг. Он находится рядом с Витебском всего в в 16 км от города.
Комплекс музея-усадьбы включает главный усадебный дом, в котором работает мемориальная экспозиция, дом управляющего, где расположен выставочный зал и администрация музея, погреб, пруд, часть липовой аллеи.
В 1891 году Александр III приобрел у Репина картину "Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану" за небывалую по тем временам сумму - 35 тыс. рублей. На эти деньги Репин и купил для своей семьи усадьбу Здравнёво, расположенную в шестнадцати километрах от Витебска вверх по течению Западной Двины.
Откуда Репин узнал о существовании Здравнёва и почему выбрал именно это имение под Витебском, исследователям жизни художника до сих пор не удалось выяснить. Покупка была совершена в 1892 году и вместе с усадьбой им были куплены стадо скота, лес, огороды и полевые пахотные земли – всего более 100 десятин.
Тогда имение называлось Софиевка - по имени прежней владелицы Софьи Яцкевич, но художнику больше понравилось название Здравнёво, распространенное среди местных жителей, так как он приезжал сюда летом, чтобы поправить здоровье, отдохнуть, и, конечно же, писать картины и Репин, как новый хозяин поместья закрепил за ним это имя.
С 1892 по 1900 годы Илья Репин провел в усадьбе Здравнево восемь летних сезонов и написал более сорока холстов, эскизов и рисунков. Именно здесь родились его бессмертные полотна: «Осенний букет, «Дуэль», «Охотник», «Барышни на прогулке среди стада коров», «Лунная ночь», «Портрет сына художника», «Белорус», «На Западной Двине. Восход солнца», «Яблони в цвету».
Художника очень восхищали пейзажи, окружающие Здравнево, об этом он неоднократно писал в своих письмах родственникам и друзьям. Однако, очарованный местом, И.Е.Репин не мог похвастаться благоустроенностью усадьбы, которая на момент покупки была в очень запущенном состоянии. Репин много сил и средств отдаёт благоустройству имения: разбивает липовую аллею, укрепляет берег Двины, возводит хозяйственные постройки. А главный усадебный дом перестраивается по рисункам художника.
В 1899 году Репин приобретает под Петербургом новую усадьбу «Пенаты». Он в последний раз приезжает в свое белорусское имение летом 1904 года, которое продолжает оставаться местом отдыха первой жены Веры Алексеевны и детей художника - Веры, Надежды, Татьяны и Юрия. После Октябрьской революции, с июля 1918 года в усадьбе постоянно проживала младшая дочь Репина - Татьяна. По просьбе крестьян, в двух комнатах репинского дома разместилась школа. Но в 1930 году Татьяна уезжает к отцу, в "Пенаты" и обветшавший здравневский дом был продан на дрова. После этого Здравнёво оставалось в запустении на долгие годы.
В 1988 году было принято решение о создании здесь музея-усадьбы, а в 1989 году здание репинской дачи было восстановлено, и в ней открылся Музей Ильи Репина. Тогда была воссоздана планировка усадьбы, по сохранившимся эскизам отстроен дом. Но в феврале 1995 года произошел сильный пожар, после которого главный дом пришлось отстраивать практически заново. Вновь музей был открыт 5 июля 2000 года.
К дому художника ведет еловая аллея, такая же, как та, что существовала при И.Е. Репине.
В доме несколько комнат. Подлинных вещей, которые были в Здравнево, во времена жизни художника и его семьи здесь нет, кроме нескольких вещиц, найденных при археологических раскопках в 1999 году. Им отведена отдельная витрина. Основная же часть представленных здесь экспонатов - посуда, мебель и другие предметы быта конца XIX - начала XX веков, переданы в дар музею различными фондами. На стенах в музее много фотографий, рисунков и фотодокументов, рассказывающих о жизни Репина и его семьи в имении.
В первой комнате, которая раньше служила хозяйской спальней стоит уменьшенная копия картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", написанная Репиным в 1891 году. Без нее не было бы Здравнёва.
В центре следующего зала - в гостиной, стоит сервированный стол. На стенах - фотографии, картины, чучела птиц. Средняя дочь Репина Надежда и сын Юрий приезжали сюда на лето отдохнуть и часто ходили на охоту. Во времена Репина стены здесь покрывала роспись. На большой стене художник изобразил вид тропических стран. На противоположной стене - местный пейзаж.
В бывшей женской спальне - можно увидеть репродукции картин Репина, написанные им в "до здравневский период", таких, например, как "Отдых" (1882), где изображена его жена Вера Шевцова, "Автопортрет" (1887) и "Портрет сына" (1882). В этом же зале много семейных фотографий и документов.
В следующем зале располагалась мастерская художника. В ней Репин создал большинство работ здравневского периода. В мастерской выставлены только репродукции работ, написанных в Здравнево.
Прямо из мастерской можно подняться на второй этаж. Раньше здесь находилась изостудия. Когда к Репину приезжали студенты, они ночевали тут на широких лавках. Сейчас в этом помещении представлены копии работ художников-передвижников, фотодокументы и репродукция автопортрета И.Е.Репина 1920 года. Отсюда же открываются прекрасные виды на усадьбу, на Западную Двину и пруд
На противоположной стороне дома тоже есть балкончик, с которого виден домик управляющего. В теплое время года можно попасть на башню, откуда открывается красивая круговая панорама усадьбы и ее окрестностей.
Это единственное строение, которое сохранилось из всех усадебных построек это погреб построенный в 1895 году.
Еще на территории усадьбы сохранилась мемориальная липовая аллея, где растут деревья, посаженные рукой самого художника.
Во дворе у дома установлен памятник Репину из бронзы. Задумчивый художник сидит на камушке среди цветов. Автор памятника - белорусский скульптор Иван Миско.
Сейчас музей-усадьба Репина "Здравнево" - филиал Витебского областного краеведческого музея.
Адрес: Витебский район, пос. Руба.