Достопримечательности Кракова
Главная туристическая достопримечательность – это КОРОЛЕВСКИЙ ТРАКТ, дорога по которой Короли ехали через весь Краков в замок Вавель. В этом описании мы представляем его основные туристические объекты.
Конечно, пройтись по Королевскому Тракту (Дрога Крулевска – польск.) будет весьма увлекательно, тут есть, на что посмотреть. Дорога ведет с севера на юг, на ней располагались самые роскошные дома и дворцы, ведь именно по этому пути проезжали в свой замок монархи, а также проходили шествия во время коронации. Траурные процессии при похоронах королей тоже следовали по Королевскому Тракту к Вавельскому замку, в чьем Кафедральном соборе находили свое последнее пристанище сильные мира сего.
Королевская Дорога начинается у северной стены Кракова, от сторожевой башни Барбакан, являющейся одной из достопримечательностей города. Подобных сооружений в Европе остались единицы, и хоть башня сейчас не используется по назначению, ей повезло уцелеть в те времена, когда под снос попали другие укрепления. Отсюда ведет дорога через город, проходя через Вавельский замок, рынок и площади.
Королевский замок
Любое туристическое путешествие по Кракову начинается с Королевского замка на Вавеле. Для Польши этот замок имеет такое же значение, как для России — Кремль. Только Кремль остается главным символом государственности, а вот замок лишился этого статуса после переноса столицы из Кракова.
Вавельский замок за несколько веков существования пережил многих хозяев: здесь жили польские короли, австрийские военные, захаживали литовцы, размещались немцы во время Второй мировой войны. Но что бы ни происходило, он все равно оставался частью Польши и ее истории.
Замок представляет собой целый архитектурный ансамбль. Королевские покои находятся рядом с часовнями, самая известная из них — часовня Зигмунда. Она не особо похожа на храм, скорее, на светское здание эпохи Ренессанса.
В часовне висит огромный колокол Зигмунда. Согласно поверью, на колокол можно посмотреть только один раз и загадать при этом одно желание, выбрав или деньги, или любовь.
Также на территории замка расположен известный Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава. На входе в него висят кости мамонта, которые, по преданию, приносят счастье городу. В соборе находится усыпальница польских королей и Алтарь Отчизны — священное место, куда монархи возлагали военные трофеи.
Собор Святых Станислава и Вацлава
Кардинал Кароль Войтыла, будущий папа Иоанн-Павел II, утверждал, что никто не может войти в собор Святых Станислава и Вацлава без внутреннего трепета, поскольку в нем — вся история Польши. Огромное здание на северной стороне Вавельского замка стоит на фундаменте костела Св. Вацлава, построенного в 1020 г. и разрушенного 18 лет спустя. В 1142 г. на его месте соорудили храм Св. Станислава Щепановского, сгоревший через 150 лет. Нынешний собор возвели на пожарище уже в готическом стиле, и вплоть до в начала 17 века он служил королевской усыпальницей и главным храмом страны.
Архитектурный облик собора несколько хаотичен, за прошедшие века к основному зданию пристроили 18 часовен-гробниц, принадлежащих аристократическим семействам. В подвальной крипте покоятся 16 польских королей и королев, 2 католических святых, и несколько выдающихся поляков, среди которых Тадеуш Костюшко, Юзеф Пилсудский, Адам Мицкевич.
На одной из соборных башен установлен национальный символ — колокол «Зигмунт». Считается, что пока он цел, то и Польша не погибнет.
Несмотря на разграбления шведами и немцами, интерьер собора поражает великолепием. В центре главного нефа, под куполом из черного и розового мрамора стоит серебряный реликварий в виде гроба с останками святого Станислава. Вдоль стен выстроились саркофаги и часовни краковских архиепископов и видных политиков, украшенные резьбой по камню и скульптурами.
В соборном музее хранятся коронационные регалии польских королей, их одежды, оружие, головные уборы. Среди них великолепный памятник средневекового ювелирного искусства — золотая роза, подаренная королеве Ядвиге римским папой.
Рыночная площадь
Рыночная площадь Кракова — одна из крупнейших средневековых площадей в Европе. Она была построена аж в 1257 году, а обрамляющие её здания 14-15 вв. постройки, обрели свой сегодняшний вид в 17-19 вв., хотя и сохранили эпохи Возрождения и барокко: аттики, порталы, галереи внутренних дворов. Главные достопримечательности площади, помимо самого рынка — Ратушная башня, костел Св. Войцеха, памятник Адаму Мицкевичу, дворец Збараски и, разумеется, Мариацкий костел.
В каждом уважающем себя европейском городе есть главный рынок. В Кракове это целая Рыночная площадь. Ведь поляки всегда любили поторговать с размахом. Можно сказать, что этот рынок местные жители сделали себе на вырост. Изначально он был слишком большим для Кракова, но постепенно стал обрастать новыми рядами — хлебным, мясным, рыбным, угольным, соляным и другими. Так площадь гармонично вписалась в город и стала центральным местом торговли.
Рыночная площадь Кракова — одна из крупнейших средневековых площадей в Европе. Она была построена аж в 1257 году, а обрамляющие её здания 14-15 вв. постройки, обрели свой сегодняшний вид в 17-19 вв., хотя и сохранили эпохи Возрождения и барокко: аттики, порталы, галереи внутренних дворов.
Главные достопримечательности площади, помимо самого рынка — Ратушная башня, костел Св. Войцеха, памятник Адаму Мицкевичу, дворец Збараски и, разумеется, Мариацкий костел. Сегодня местные жители ходят «на Рынок», чтобы прогуляться, пойти на свидание, деловую встречу, но никак не за овощами и фруктами. Теперь это одна из достопримечательностей Кракова.
Подземелья Рынка
Многие туристы, бродящие по краковскому Рынку, не подозревают о том, что под их ногами находится один из интереснейших археологических музеев Европы. Во время реконструкции рыночной площади и раскопок в 2005 г. оказалось, что культурный слой толщиной несколько метров скрывает целые ряды лавок, булыжные мостовые, кладбище и великое множество исторических артефактов. Было решено не терять это богатство, а соорудить кровлю над образовавшимся котлованом и превратить его в музей, открывшийся 5 лет спустя.
Вход в подземелье расположен в Сукенице — здании в центре площади, его легко найти по дымовой завесе, словно отделяющей современность от седой древности. Из полумрака до посетителей доносятся приглушенные разговоры торговцев, скрип тележных колес, удары молота по наковальне, песни и крики зазывал.
Обнаруженные при раскопках стены, дороги и могильные плиты тщательно законсервированы, освещены и оборудованы мультимедийными экранами с необходимой информацией. В реконструированной кузнице и мастерской ювелира инструменты ждут возвращения хозяев, пылает пожар, проецируемый на стену зала, представляющего деревянные постройки до монгольского нашествия. В витринах выставлены образцы
Башня ратуши
Башня ратуши является уцелевшей частью готической ратуши нач. XIV в. В 1960 г. башня была реконструирована и передана Историческому музею г.Кракова. Экспозиция посвящена истории городских властей. Достроена новая входная лестница, украшенная каменными львами, привезенными из дворца Морстинов в Плавовицах недалеко от Прошовиц. В угловых частях второго этажа находятся позднеготические порталы и каменные маскароны, восходящие к XIV в. Внутри башни, на первом этаже находится готическое помещение, которое раньше было сокровищницей ратуши. В старинных подвалах, где когда-то были казематы, находится кафе и сатирический театр «Маскарон».
Костёл Св. Войцеха
Костёл св.Войцеха стоял на этом месте ещё в раннем средневековье, еще до того, как были определены границы рынка. Современный романский однонефный костёл с прямоугольным пресвитерием, построенный из каменных брусков в первой половине XII в., является одним из самых старых романских костёлов в Кракове. Сохранились романские окна и портал. Внутри – распятие в радуге нач. XV в., икона св.Войцеха, написанная Каспаром Курчем в нач. XVII в., и фигуры ангелов, произведение Антония Фрончкевича 1-й пол.XVIII в.. В настоящее время костёл находится примерно на 2 – 2,6 м ниже уровня земли, чем первоначально. В подземелье костёла находится Археологический музей и выставка «История Краковского рынка». Это место является археологическим заповедником, представляющим изменения в стратиграфии Главного Рынка и самые ранние этапы строительства костёла.
Дворец Епископов
Дворец Епископов — одна из достопримечательностей города, связанная с Каролем Войтылой — Папой Римским Иоанном Павлом II. В 60-70-х гг. прошлого века он жил в этом здании, и после избрания продолжал периодически приезжать сюда. Во внутреннем дворике дворца Епископов стоит памятник любимому поляками Римскому Папе.
Дворец Епископов был заложен в 14 веке, однако свой современный вид здание получило в 17 столетии — во времена епископа Петра Гембицкого. Во внутреннем дворике Дворца установлен памятник Папе Римскому Иоанну Павлу Второму.
Будущий Папа Римский Иоанн Павел II — Кароль Войтыла — жил в 60-70-х годах прошлого века во Дворце Епископов. После избрания он продолжал поддерживать связь с родным городом и периодически приезжал сюда
Костёл св.Флориана
В самом начале современной площади Матейки (часть большого рынка Клепажа) расположиля костел Св. Флориана – созданный в стиле барокко. В соответствии с легендой, волы, везущие реликвии мученика св.Флориана, остановились здесь и не сдвинулись с места, пока не решено было построить здесь его храм. Костёл был первым этапом похоронной церемонии польских королей, умерших за пределами Вавеля. Их перевозили в несуществующий в наше время дворец на ул.Шляк, а оттуда – в костёл св.Флориана, где отправляли богослужение. Затем траурная процессия направлялась в вавельский собор. Со времён Генриха Валуа костёл стал местом первой остановки вновь избранного короля перед торжественным въездом в Краков во время церемонии коронации. В 1949-1951 годах Кароль Войтыла , папа римский Иоанн Павел II, был здесь викарием.
Флорианские ворота
Флорианские ворота - красивые средневековые ворота с башней, расположенные в Старом городе Кракова. Расположены ворота в самом конце улицы св. Флориана. Именно отсюда начиналась Королевская дорога на Вавель. Флорианские ворота были одними из восьми входов в город. Высота ворот составляет 34,5 метра. Во второй половине 17 века были перестроены из готики в барокко
Известно, что крепостные стены были построены в 13-14 веке. О воротах здесь упоминалось уже с 1307 года. Тогда это была дверь в оборонительных сооружениях около церкви св. Флориана. Ворота были построены на рубеже 13-14 века. В 19 веке они, как и часть прилегающих укреплений, были спасены от сноса и сохранены для потомков.
Если пройти через Флорианские ворота из Старого города, можно увидеть Барбакан. Это оборонительное сооружение, похожее на маленькую крепость, служило для защиты Флорианских ворот.
Барбакан (сторожевая башня перед крепостной стеной)
Сторожевая башня перед крепостной стеной,считается одним из красивейших оборонительных сооружений Европы. Построена она в готическом стиле в 1498 – 1499 гг. возле Флорианских ворот для их защиты с севера. Это единственное в Польше сооружение такого типа, сохранившееся во всей своей целостности. Барбакан был соединен с Флорианскими воротами укрепленным переходом, что делает его весьма похожим по функциональному назначению на Кутафью башню московского Кремля.Сейчас в барбакане проходят выставки и турниры по фехтованию.
Мариацкий костёл
Кафедральный собор Успения Святой Девы Марии
В центре старого Кракова находится площадь, где издревле торговали люди со всего мира, – Главный рынок. И именно здесь, вместо разрушенной татарами каменной базилики, началось строительство кирпичного собора. Возведенный в готическом стиле Кафедральный собор Успения Святой Девы Марии (или иначе Мариацкий костел) стал одним из главных католических храмов в Кракове. С его башни и по сей день каждый час разносится мелодия хейнала, служившая раньше в качестве сигнала тревоги при нападении врага или пожаре.
Этот собор богат легендами, его не раз достраивали, и даже наперекор канонам готического стиля он имеет несимметричные по высоте башни, к тому же они отличаются и верхними надстройками. Очень богатая внутренняя отделка, алтарь и цветные витражи дошли до нашего времени только благодаря реставрациям. Тут же можно полюбоваться на самый крупный орган в Кракове, сделанный в 1880 году.
При Мариацком костеле была открыта в 1223 году первая в Кракове приходская школа. Возле этого собора раньше было кладбище, сейчас на его месте находится Мариацкая площадь. В Кафедральном соборе Успения Святой Девы Марии исповедовали преступников, приговоренных к смерти, которым отрубали головы тут же на рыночной площади.
Костёл св. Барбары
В Кракове достаточно много храмов, как и во многих городах Европы, основанных в Средние века. Рядом с Кафедральным собором Успения Святой Девы Марии был возведен в конце XIV века еще один храм – костел Святой Барбары. Ходят легенды, что он был построен из материалов, оставшихся после возведения Мариацкого костела, но на самом деле возрасты этих храмов сильно отличаются.
Когда в Краков пришли австрийцы, им не понравилось кладбище в центре города, а потому его закрыли, а на месте стоявшей там часовни и возвели костел Святой Барбары. В отличие от Мариацкого костела, назначение этого состояло в выполнении функций кладбищенской капеллы. К концу XVI века костел Святой Барбары стал первой резиденцией ордена иезуитов, который и заведовал им до 1773 года.
В храме находятся картины, представляющие сцены из жизни святых, работы художника Томазо Долабеллы, У стены костела Святой Барбары можно также увидеть большую скульптурную группу «Гефсимань», изображающую молящегося Христа и спящих учеников, а возле западного хода – резной готический вертоград, созданный в XV веке.
Под костелом Святой Барбары находи
Суконный двор (Сукенницы)
Средневековый торговый дом. Появился как один из основных элементов учреждения города магдебургским законом во второй пол. XIII в. . В следующем веке, во время правления Казимира Великого, было возведено покрытое крышей каменное готические строение размером 108 x 18 м. Вход в него вел через стрельчатые кирпичные аркады, сохранившиеся до нашего времени. После пожара во II-й пол.XVI в. его отстроили заново в 1556 - 1559 годах в ренессансном стиле, по проекту итальянского скульптора Джан Мария Падовано. К этому же периоду относится красивый аттик, который проектировал придворный художник Зигмунт Август, итальянский скульптор Санти Гуччи из Флоренции. Лестница от стороны улицу св.Яна - работы Яна Франка. В 19 веке здание было перестроено. Современный вид Сукенниц – произведение архитектора Томаша Прылиньского. По обеим сторонам главного нефа были построены аркады, капители колонн запроектировал Ян Матейко.
Доминиканский костел, или Базилика Святой Троицы.
Это одна из крупнейших святынь Кракова, принадлежащая одноименному монашескому ордену.История храма уходит своими корнями глубоко в прошлое. Первые представители доминиканцев прибыли в Краков в начале XIII века, однако деревянный костел Святой Троицы уже существовал к тому моменту. Он был подарен им епископом Кракова Иво Одровонжем. А уже в марте 1223 года новоприбывшие впервые осветили обитель.
Во второй половине XIII века сооружение начали перестраивать в готическом стиле, тогда оно приобрело вид трехнефного храма. Но спустя век его перестроили снова, после чего здание и приобрело нынешний вид базилики. В последующие века оно активно достраивалось, появлялись новые башни и часовни. Однако в 1850 году случился пожар, и храм был разрушен практически полностью.
После бедствия активно начались реставрационные работы, которые постоянно срывались по разным причинам. С 1850 года и более 30 лет архитектор Теофил Жебравский руководил реконструкцией, однако стены оказывались настолько поврежденными, что просто не выдерживали новых сводов и арок, что приводило несколько раз к обрушению здания и порче соседних строений. Это не могло не вызвать возмущение жителей, что в свою очередь тормозило процесс восстановления. В результате этих перипетий, храм был почти полностью перестроен, мало что удалось сохранить от его первоначального вида — работа архитектора была раскритикована. И все же процесс завершился в 1884 году освящением обновленного храма.
В настоящее время базилика Святой Троицы — трехнефный готический собор, внутри которого можно полюбоваться красивейшими фамильными часовнями, которые украшены скульптурами. Например, в часовне Святого Гиацинта можно приложиться к его мощам, а также оставить просьбу или пожелание в специальной книге. Говорят, оно обязательно исполнится. В храме представлены картины Томаша Долабелли «Чудо в Кане Галилейской» и «Тайная вечеря», во время службы можно насладиться органной музыкой, а по воскресеньям послушать детский хор, поющий во время мессы. Кроме того, можно посетить и монастырь, прилегающий к храму, прогуляться по садам на его территории и насладиться произведениями живописи XV и XVI веков внутри здания.
Дворец Велопольских
В углу площади Всех Святых стоит здание муниципалитета города Кракова. Ранее на его месте в 1535-1560 годах был возведен трехэтажный дворец в ренессансном стиле, построенный для гетмана Яна Тарновского. После смерти гетмана, он перешел в руки семейств Замойских и Острогских, а в начале XVII века претерпел перестройку, после которой имел стиль раннего барокко. И уже, начиная приблизительно с 1650 года, пару столетий это здание принадлежало Велопольским.
Во время большого пожара, случившегося в Кракове в 1850 году, дворец Велопольских сгорел дотла, после чего был вновь отстроен и сдан в аренду. Начиная со второй половины XIX века, Винтер, венец по происхождению, открыл на первом этаже кафе, а вскоре еще и пристроил к нему остекленную веранду и добавил бальный зал. Вскоре, в 1864 году, это здание выкупила городская община, и с тех пор там размещается магистрат Кракова.
Тот вид, который этот дом имеет сейчас, он приобрел при последней реконструкции, проведенной в 1907-1912 годах.
Костёл францисканцев
Костел Францисканцев был построен по воле князя Генриха Набожного. Монахи этого ордена прибыли из Праги еще в начале тринадцатого века. Как только кончилось нашествие монголов, началось возведение костела, его освятили в 1249 году. На его строительство, поддерживая францисканцев, давал деньги князь Болеслав Стыдливый. Костел отличался строгостью линий, его архитектура менялась. Значительно расширили храм в начале пятнадцатого века, достроив по бокам башни.
Один из самых сильных пожаров, произошедший в Кракове в июле 1850 году и уничтоживший за одну ночь 10% города, повредил много церквей. Костел Францисканцев тоже пострадал. Его реконструкцию закончили только в начале прошлого века. В росписи храма принимал участие Станислав Выспяньский. «Бог Отец – сотворение мира» – этот витраж его работы стал гордостью обновленного строения. Костел Францисканцев является действующим храмом.
Дом под неграми
Главная улица Кракова — Флорианская, часть Королевской дороги к Вавелю, тянущаяся от одноименных ворот до Рыночной площади мимо Дома-музея художника Яна Матейко и заканчивающаяся у стен Мариацкого костела. Здесь жили только богачи и аристократы, украшавшие фасады своих особняков скульптурами и барельефами. По ним часто различали здания: тут есть «Дом под розой», «Дом под ящерицами» и даже «Дом под Богоматерью».
Строение № 1 у въезда на рынок — исключение из правила. Оно известно как «Дом под неграми», или же «под эфиопами». Угол второго этажа занимает барельеф, изображающий двух мускулистых чернокожих мужчин в разноцветных юбках и высоких головных уборах. На вытянутых руках они держат корзину, полную виноградных гроздьев. Это не просто украшение, а реклама аптеки Sub Aethiopibus, издавна занимавшей первый этаж.
Сандомирская башня
Обращенный к Висле юго-западный угол Вавеля защищает высокая Сандомирская башня, часть «огненного» кольца, некогда окружавшего Королевский замок. Однако имя свое она получила не за боевые заслуги, а за тюремные. Говорят, что здесь томились в заключении непокорные шляхтичи из Сандомира: летопись 1462 г. впервые упоминает об этом сооружении, как о месте, где обезглавили шестерых бунтовщиков, возможно тех самых сидельцев. В 16 веке нижние этажи переоборудовали в казарму, перед Первой мировой войной башне пытались вернуть изначальный облик, но завершила этот процесс только последняя реставрация 2003 г.
8-этажная цилиндрическая конструкция сооружена из красного кирпича, окна отделаны белым камнем. Шатровую черепичную крышу венчает тонкий шпиль, восстановлены стрелецкие эркеры, боевые ходы, внешнее крыльцо. Стены толщиной 2 м вплоть до 19 столетия были способны выдержать любую артиллерийскую канонаду.
По винтовой лестнице из 137 ступеней можно подняться на верхний ярус, откуда открывается захватывающая панорама Вавеля и долины Вислы.
Дом Яна Длугоша
В историю Польши Ян Длугош вошел как неординарный и яркий человек своего времени: летописец, дипломат, крупный католический иерарх, а после и учитель королевских детей. Он, один из четырнадцати сыновей небогатого польского рыцаря, сделал блистательную карьеру. Именно ему принадлежит труд, описывающий историю Польши в 12 томах, он первый применил термин «иго» по отношению к татарскому владычеству над Русью. Ян Длугош был верен своим принципам вне зависимости от окружающей его политической обстановки, чем навлек на себя опалу короля и преследования. Он пережил ссылку и даже конфискацию имущества.
В доме, принадлежавшему Яну Длугошу, тот прожил три десятилетия, начиная с 1450 года. Строение прилегало тогда к крепостной стене и воротам, выходившим на Вавель с Подзамча. До этого оно использовалось как королевские бани, но после перестройки его занял Ян Длугош, он достроил тут целый этаж, где и создал свои самые лучшие произведения. Даже в последующие века дом не оставался забытым. Так, в девятнадцатом столетии тут трудился отец прославленного художника Станислава Выспяньского. А уже в 1991 году дом был освящен Иоанном Павлом II для Папской теологической академии.
Костёл Святого Андрея
Костел Святого Андрея в Кракове – один из древнейших памятников романской архитектуры Польши. Расположенный в историческом центре города, костел представляет собой прямоугольное каменное здание типа базилики с тремя продольными нефами. Вход в историческое сооружение располагается со стороны северного нефа.
Считается, что краковский костел Святого Андрея была возведена между 1079 и 1098 годами во время правления князя Владислава Германа. Строительство проводилось на деньги польского деятеля Палатина Сиецича. Средневековая церковь долгое время играла роль оборонительного сооружения. Прочные полутораметровые стены защищали жителей древней столицы Польши от татаро-монгольского нашествия в 1241 году. Двумя годами позднее по приказу князя Конрада Мазовецкого вокруг церкви Кракова построили защитный вал и вырыли глубокий ров. Костел пережил несколько татаро-монгольских набегов, был частично разрушен, неоднократно горел. Однако жители Кракова во все времена восстанавливали церковь-крепость.
Костёл святого Иосифа
Храм, похожий на сказочный замок, расположен на правом берегу Вислы, в районе Подгорже. Он был построен в 1905 — 1909 годах на месте более ранней церкви 1832 года, которая к концу 19 века перестала вмещать всех прихожан. Новый костёл в стиле так называемой надвислянской готики построили по проекту известного польского архитектора Яна Саса Зубжицкого
Церковь была частично разрушена во Вторую Мировую войну, но вскоре после её окончания восстановлена. Последняя реконструкция проводилась в 1999 году, и сегодня костёл входит в список особо охраняемых архитектурных памятников Польши.
Сооружение из красного кирпича имеет три башни, самая высокая из них очертаниями напоминает колокольню самого главного краковского храма — Мариацкого костёла на рыночной площади. На фасаде имеется ряд арок, в которых установлены скульптуры наиболее почитаемых в Польше святых. В костёле имеется орган изготовленный в Германии в 1922 году для одной из церквей Баку, но из-за Первой Мировой войны попавший в Польшу.
Монастырский комплекс Кальвария-Зебжидовска
Среди лесистых холмов у подножия польских Татр, на площади около 400 га стоит грандиозный монастырский комплекс — Кальвария-Зебжидовска. Его называют польским Иерусалимом: холмистая местность напоминает библейскую Голгофу, ставшую прототипом архитектурно-паркового ансамбля. Каждый год сюда съезжаются тысячи паломников, а в Страстную Неделю уже больше 300 лет в обители проходят Господни Мистерии. Кульминацией становятся богослужения Страстного Четверга и Страстной Пятницы, посвященные последним дням жизни Христа. Строительство паломнического центра начал в 1600 г. краковский воевода Николай Зебжидовский. «Кальвария» в переводе с польского означает «Голгофа», а расположение монастырских сооружений воспроизводит крестный путь Христа. Сначала на холмах возвели костел Распятия Иисуса Христа, позже появились 24 часовни и 14 деревянных крестов — символы остановок Мессии на крестном пути.Величественные костелы и миниатюрные часовни соединены мощеными дорожками, религиозные сооружения окружает роскошный парк во французском стиле. Паломникам предлагают два маршрута: «путь Девы Марии» и «путь Господа Христа». Еще в 17 веке кресты заменили часовнями в стиле маньеризма. Каждое из пышно декорированных зданий с богатым внутренним убранством уникально, а их форма напрямую отражает содержание: например, Дом Понтия Пилата построен в виде греческого креста, а часовня сердца Богоматери — в форме сердца.
Главная святыня Кальварии-Зебжидовской хранится в базилике Матери Божьей Ангельской. Это чудотворная икона Матери Божьей Кальварийской. Владелец передал ее в монастырь в середине 17 века, когда заметил, что из глаз Богородицы потекли кровавые слезы.
B 10 км от монастырского комплекса находится родной город Папы Римского Иоанна Павла II — Вадовице, а в его доме сейчас действует дом-музей.
Костёл Святой Анны
Современный костёл Святой Анны – классический образец барочного стиля, возведенный на месте старинной церкви. Первый деревянный храм построили еще XIV в., но в 1407 г. он был уничтожен в результате пожара. Следующая готическая церковь уже из кирпича возникла по приказу польского монарха Владислава II Ягелло, а в 1418 г. она была передана Ягеллонскому университету. Спустя два столетия руководство учебного заведения решило перестроить храм, чтобы новый костёл превзошел все остальные культовые сооружения Кракова по красоте и изяществу.
Эта монументальная барочная святыня была построена в 1688 - 1703 годах по проекту архитектора Тыльмана из Гамерена. Построен на средства профессоров Ягеллонского университета и короля Яна III Собеского. Роспись на сводах, украшения из алебастра, отделанного под мрамор, работы Бальтазара Фонтаны, главный алтарь с картиной, автором которой является придворный художник короля Яна III Собеского, барочный амвон и часовня св.Яна Канты являются самыми интересными элементами интерьера костела.
Казимеж
Казимеж — еврейский город, который только в 19 веке стал частью Кракова.В Казимеже возведены два удивительных здания — это костел святой Катарины и костел Тела Господнего. В первом, построенном по всем канонам готической архитектуры, стоит орган, который считается самым лучшим во всем Кракове. А во втором — огромном и очень красивом — находится известная картина «Поклонение волхвов» Томассо Долабелла, придворного художника короля Зигмунда III. Казимеж можно назвать духовным центром краковских евреев. Здесь расположены ортодоксальные синагоги, старые кладбища, гимназия, центр еврейской культуры.В этом пригороде проходили съемки знаменито фильма Стивена Спилберга «Список Шиндлера» — о холокосте в годы Второй мировой войны
Костел Тела Господня
На протяжении веков был главным приходским костелом Казимежа. Основан королем Казимиром Великим. Его строительство было начато в 1335 г., a строительные работы продолжались до начала XV в. .Это монументальная трехнефная готическая базилика, построенная из кирпича. Барочная башня покрыта кровлей XVII в. Богатое внутреннее оборудование восходит к XVII и XVIII в. Внутри находится большой позолоченный главный алтарь с образом Томазо Долабеллы, украшенные великолепной резьбой и полихромией почетные скамьи и амвон в форме ладьи. В готической часовне св.Анны находится ренессансная надгробная плита Бартоломея Береччи, создателя Зигмунтовской часовни на Вавеле. Она была исполнена самим художником, могила которого находится в подземельях костела. В пресвитерии сохранился витраж I-й пол. XV в. Около костела находится монастырь с ренессансными крытыми галереями.
Костел Св. Катажины
Костел св.Катажины (Катерины) основан в 1363 г. королем Казимиром Великим для приглашенного в Польшу ордена августинцев. Основательно отреставрирован в нач. XVIII – к. XIX в. Через часовню св.Моники костел соединен узким переходом, идущим над ул.Скалечной, с монастырем августинок. С 1727 г. в этой часовне находится молельная монахинь, которая из-за строгого орденского устава августинок открывается для верующих только 26 апреля, в праздник Богоматери-советчицы, изображение которой находится в алтаре.
Костёл св.Иджи
Костёл, управляемый доминиканцами, используется также верующими армянского вероисповедования. Возведённый в 1 пол. XIV в. готический однонефный сориентированный костёл с пресвитерием, закрытым с трёх сторон. Внутри, на готической радужной балке, - позднеготическое распятие примерно 1520 г., фигуры Богоматери и св.Иоанна (ок. 1470 г). Главный алтарь и хоры восходят к XVII в.. Боковые алтари и амвон – к 3 четверти XVII в. Почётные места, настенные украшения пресвитерия и его порталы состоят из частей старого надгробного памятника Св. Яцка и были перенесены из Доминиканского костёла во время его перестройки в1620 г. В сокровищнице находятся 5 позднеготических ковчежцев с мощами, относящихся к 1480 г. До 1320 г. имя св.Иджи носил костёл св.Андрея, бывший коллегиатой, пока ею не стал современный костёл этого святого. До 1567 г. был под покровительством бенедиктинцев из Сецехова и семьи Тенчиньских, а с 1595 г. – доминиканцев.
Паулинский костел на Скалке
Церковь святых Архангела Михаила и Станислава
Паулинский костел на Скалке – одна из самых красивых и известных католических церквей Кракова. Костел на Скалке, не менее известный как Церковь святых Архангела Михаила и Станислава, жители Кракова нередко называют просто Скалкой («маленький камень»). Столь необычное название храм получил из-за своего расположения на холме Скалка, где в ХI ст. произошло убийство польского архиепископа Станислава, который после своей смерти был причислен к лику святых.Изначально Паулинский костел на Скалке, построенный на месте древнего языческого храма, принадлежал общине паулинов. Однако в ХVII в. он был уничтожен шведами. Только в 1730-х гг. были начаты работы по строительству нового храма. Третья постройка, названная Церковью святых Архангела Михаила и Станислава, получилась действительно красивой. Она была выполнена в стиле барокко и украшена богатой лепниной. И хотя в конце ХIХ ст. под руководством Юлиана Недзельского была произведена реставрация храма, Паулинский костел на Скалке сохранил свою изначальную красоту, которой мы можем восхищаться и сегодня.
В наши дни Паулинский костел на Скалке представляет собой белоснежное монументальное здание, главными декоративными элементами которого являются портики, лепнина и балконы. Внутренний интерьер здания, выполненный в нежных цветах, украшен позолотой, статуями, ангелами. Настоящим сокровищем этого храма является сохранившийся орган, выполненный в стиле рококо. Он функционирует и в наши дни.
Интересен Паулинский костел на Скалке и тем, что в его подвальном помещении находится национальный пантеон. Здесь расположены захоронения таких известных поляков, как историк и дипломат Ян Длугош, поэты Адам Аснык и Теофил Ленартович, художник Станислав Выспянский и многие другие.
Фабрика Шиндлера
Эту фамилию знают те что посетители мемориала Яд ва-Шем в Иерусалиме. Судетский немец, агент абвера, активный член НСДАП, мелкий бизнесмен и серьезный финансовый авантюрист спас в итоге не менее 1200 человеческих жизней. После оккупации Польши он завладел принадлежавшей евреям фабрикой эмалированной посуды Rekord. Подкупив немецкую администрацию, Шиндлер добился включения своих сотрудников и рабочих в список «квалифицированных евреев», чем уберег их от гибели в Освенциме.
Фабрика работала и после войны, а в 2007 г. в ее административном здании разместился филиал местного исторического музея «Краков во время оккупации 1939—1945». Она объединяет документальные фотографии и фильмы, свидетельства очевидцев, предметы быта и мультимедийные презентации. Перед посетителями оживает повседневная жизнь в оккупированном нацистами Кракове. Они словно бродят по мощеным улочкам, заходят в фотосалон, где разглядывают довоенный город в подлинном стереоскопе того времени, попадают в лабиринт узких переулков гетто, обычную еврейскую квартиру, переполненную скарбом жильцов. Затем перемещаются вместе с изгнанниками в концлагерь Плашов или занимают оборону в мрачном подвале осажденного города и ждут Советской Армии, не выпуская из рук гашетки пулемета.
Перед выходом находится «Зал выбора», где стоит скульптурная композиция, символизирующая различные этические дилеммы и отношения, с которыми люди сталкивались во время войны.
ул. Каноничья
Район ул.Каноничьей был первой заселённой территорией за пределами Вавеля. Именно через эту улицу проходила дорога из Кракова, центр которого перед признанием ему городских прав был расположен в районе современной площади Всех cвятых. На этой улице располагались королевские бани, в том числе в позднейшем «Доме Длугоша». В раннем средневековье между Вавелем и современной улицей Каноничьей проплывал приток Рудавы, заливавший ров у Вавеля. Впервой половине XV в. сформировалась настоящая застройка улицы, которая от ул. Гродской была заселена чиновниками, дворянами и королевскими слугами. По противоположной стороне улицы жили соборные каноники. До конца XVI в. обе стороны улицы постепенно перешли в собственность каноников, отсюда современное название улицы.
Краковский зоопарк
Королевские гости и придворные в Вавеле развлекались, посещая небольшой зверинец, но после переноса столицы в Варшаву его забросили. Новый полноценный зоопарк появился в Кракове только спустя три с лишним века, в 1929 г., на холме Отшельник у края Вольск.