Музеи и театры в Ереване
Почти на равном расстоянии от двух мощных горных массивов - четырехглавого Арагаца и величавого двуглавого Арарата, символа Армении, раскинулся один из древнейших городов мира, ровесник Рима и Вавилона, Карфагена и Ниневии - Ереван, которому в 2018г. исполнилось 2800 лет. В середине прошлого века археологи обнаружили в окрестностях Еревана, в каньоне реки Раздан, пещеру - стоянку человека, жившего здесь примерно 25 тыс. лет тому назад. Но ереванцы ведут летоисчисление своего города с 782г. до н.э., когда урартский царь Аргишти I на холме Арин-берд основал город и крепость Эребуни. Впервые как «Столица Страны Араратской » Ереван упоминается в летописях XIV века, когда он стал центром наместничества.
Ныне Армения стала цветущей республикой. Сегодня Ереван - сердце армянского народа, залог его могущества. Здесь - якорь его государственности, центр мысли и культуры: государственный университет и более десяти высших учебных заведений, Академия наук, знаменитая сокровищница армянской истории и его летописи - Матенадаран, театры и музеи; здесь производится значительная часть промышленной продукции республики.
Музей "Эребуни"
В состав музея входят руины крепостных стен и несколько реконструированных залов царского дворца, находящихся на вершине Арин-Берд. Главный выставочный центр — современная постройка. Но ей решили придать нотки старины, разместив на фасаде барельеф основателя царства Аргишти
Наиболее ценные находки, в частности изделия из золота и серебра, например статуэтка бога Тейшебы, перевезены в Исторический музей Армении — главный музей страны, а в музее Эребуни экспонируются лишь копии этих находок. Самыми ценными экспонатами собственно музея Эребуни считаются 23 клинописные таблички урартского времени.
Исторический музей Армении
Площадь Республики в Ереване известна тем, что вокруг нее сосредоточено множество достопримечательностей и интересных мест. К числу самых известных и наиболее посещаемых относится Национальный исторический музей Армении. Это заведение с вековой историей (он был основан в 1921 г.) можно назвать настоящей сокровищницей, ведь его экспозиции способны мгновенно перенести человека в далекое прошлое страны и рассказать о древних людях, становлении народов и их жизни на здешних землях на протяжении столетий.
Практически все экспонаты — находки из многочисленных экспедиций, совершенных выдающимися этнографами. В прошлом ими владели Анийский и Нахиджеванский музеи и Эчмиадзинская коллекция старинных рукописей, но позже фонды были объединены. Также множество вещей было приобретено у других стран или получено в дар.
Экспозиция поделена на несколько частей, представленных предметами из археологических раскопок, фолиантами, древними рукописями, монетами и объектами, особо значимыми для этнографических исследований.
Особого внимания заслуживают предметы бронзового века: украшения, оружие, орудия труда, и, конечно, находки, относящиеся к истории древнейшего царства Урарту: обелиски из городов Эребуни и Тайшебаини, царские доспехи, таблички с клинописью, керамика, статуэтки, изделия из кости и драгоценности.
Есть отдельный зал с деревянными повозками из поселения Лчашен, уникальной коллекцией монет, включая бывшие в обиходе в период древней династии Арташесидов, правившей более тысячи лет назад. Помимо прочего, можно увидеть массу особо ценных письменных артефактов — единственных в своем роде.
Музей Истории Еревана
Музей истории Еревана — самый старый в Армении За время своего существования он собрал примерно 80 тыс. интереснейших экспонатов, рассказывающих о различных исторических периодах города — от основания до современности. Посетители познакомятся с древнейшими предметами быта, средневековыми находками, зарисовками первых путешественников и другими интересными предметами, а огромные объемные панно на несколько минут перенесут гостей в старый Ереван. Основан музей в 1931 году, но в разные периоды расположение музея менялось, и только в 2006 году музей расположился в здании мэрии города
Собрание музея представлено археологическими, этнографическими, нумизматическими и другими объектами, переданными в дар жителями Еревана и полученными из государственных фондов. Огромный вклад в его становление внес также и научный совет, где работали и работают лучшие местные искусствоведы и мыслители.
Коллекция включает в себя десятки тысяч предметов, дающих представление о духовной и материальной культуре столицы с момента ее образования. Все они разделены между тремя научно-экспозиционными отделами.
Среди самых древних находок выделяются всевозможные орудия возрастом более 100 тыс. лет, обнаруженные в Ереванской пещере, украшения, культовые очаги, статуэтки и жернова из поселения Шенгавит, существовавшего 3-4 тыс. лет до н. э. Также сюда относятся ножи, пивные сосуды, бронзовые пояса, каменные идолы и украшения тысячелетней давности из поселения Кармир Блур и объекты эллинистического периода, найденные в Аван-Ариндже. Немало артефактов эпохи Средневековья, таких как железные двери, колокола, портьеры и реликвии первых церквей: Сурб Погос-Петрос, Сурб Саркис, Сурб Ованес, Аствацацаин, Катогике Сурб и других.
Особого внимания заслуживают золотые часы Николая I, подаренные им роду Мелик-Агамалян, старинные типографские и буквоплавельные станки и коллекция ценных марок, полотна известных армянских художников, первые телефоны и первые башенные часы. В отдельном зале установлены панорамные макеты старого Еревана, воссозданные на основе многолетних фотографий, рисунков и чертежей.
Матенадаран
Здание, в котором располагается Матенадаран сегодня, было построено в 1957 г. в стиле армянского зодчества. На площади перед ним установлен памятник Месропу Маштоцу — известному ученому, мыслителю и создателю армянского алфавита.
На фасаде можно увидеть памятники другим деятелям армянской науки и культуры: Интерьер украшен фресками, изображающими сцены труда народных умельцев, религиозные и другие сюжеты.
В фонде Матенадарана сегодня более 120 тыс. рукописей и других архивных материалов. Кроме документов на армянском языке здесь есть также тексты на латыни, иврите, на русском, греческом, грузинском, персидском, японском и других языках. Особо ценным экспонатом считается первая в Армении рукопись на бумаге 971 г., где описаны работы физика и астронома Анания Ширакаци.
Матенадаран хранит самую большую и самую маленькую рукописи в мире. Самая большая — это датируемый 1202 годом «Сборник избранных речей и проповедей», каждый лист которого сделан из шкуры одного теленка. Самая маленькая — объяснительный календарь 15 в., весом всего 19 граммов.
В музее несколько выставочных залов. Центральный зал посвящен средневековой культуре и науке; в зале рукописей Арцаха можно увидеть ценные артефакты арцахской школы из Киликии, Крыма и Константинополя; в зале восточной рукописи собраны персидские, арабские, османские, афганские и узбекские документы.
В зале древних книг можно посмотреть первые армянские книги которые были опубликованы в Венеции 16 веке.
В зале древних рукописей можно увидеть окаменелую рукопись 5 в. Для сохранности в 7 в. ее закопали под землю, и подпочвенные воды за несколько веков прочно ее зацементировали.
Мемориальный Комплекс Цицернакаберд
Комплекс включает 44-метровую стелу, разделенную на две части разломом. Стела символизирует волю армянского народа к возрождению, а разлом – расколотый армянский народ, большая часть которого живет за пределами Армении. Рядом находится конус, сложенный из каменных плит, внутри которого на глубине полутора метров горит вечный огонь. По словам архитектора Калашяна, это «как бы огромная надгробная плита в память безвинно погибших. И поскольку боль утраты жива и сегодня, то плита эта, словно не заживающая рана, дала трещину и раскрыла перед нами бездну, полную горя».
Разделение комплекса на две части — стелу и вечный огонь — символизирует Западную и Восточную Армению, а по другой версии — гору Арарат.
Радом со стелой также расположена стена с начертанными на ней названиями городов и деревень, в которых происходила резня
В более пологой северо-западной части парка, где плато относительно спокойно спускается к мосту, расположен спортивно-концертный комплекс.
Ереванский коньячный завод
Основные причины столь удачного сочетания: Уникальный микроклимат Араратской долины.
Климат Армении, и в особенности Араратской долины, радикально отличается от климата других стран-производителей качественных коньяков и бренди: Франции, Испании, Греции. Согласно многолетним климатическим наблюдениям, в Араратской долине, расположенной на высоте более 700 метров над уровнем моря, в среднем 300 солнечных дней в году. Такие климатические условия ведут к повышенной концентрации ароматических веществ и сахаров в винограде. Кроме того, в небольшой по размеру Араратской долине насчитывается около 30 видов почв. Как следствие, даже один и тот же сорт винограда может иметь множество вкусовых оттенков. Именно поэтому коньяки АРАРАТ отличают многообразие и более широкий спектр вкусовых ощущений Высочайшие стандарты качества, отличающие коньяки АРАРАТ с момента основания производства в 1887 году.
Коньяки АРАРАТ производятся исключительно на Ереванском коньячном заводе, где традиции производства этого легендарного напитка бережно сохраняются вот уже более 100 лет
Церковь Св. Зоравор
Церковь Св. Зоравор одна из старейших церквей Еревана. Первоначально она носила имя Св. Аствацацина (Св. Богородицы), позднее переименовалась в Св. Зоравор.Церковь была построена в квартале Шаар старого Еревана. На этом месте ранее находилась гробница-часовня Святого Апостола Анании. При материальной поддержке жителей Еревана архимандрит Мовсес Сюникский построил монастырский комплекс, состоящий из церкви, часовни, резиденции, и, собрав здесь орден, основал приходскую школу.
Музей Сергея Параджанова
Сергей Иосифович Параджанов - великий режиссер, создавший новый язык кино, художник, искусство которого не имеет аналогов в мировом искусстве. И хотя, знаменитый кинорежиссер никогда в Армении не жил, но все свое художественное наследие - коллажи, рисунки, инсталляции - завещал родине своих предков
Музей был создан решением правительства Армении в 1988 году но из за землетрясения открытие музея состоялось в 1991 году . Основу собрания составляют более 600 работ С.Параджанова, многие из которых экспонировалась на двух выставках в Музее народного искусства в 1988 и 1989 годах в Ереване, а также обстановка тбилисского дома и личные вещи, перевезенные в Ереван по его воле еще при жизни. За годы существования музея фонды значительно пополнились. Сегодня их количество составляет более 1500 единиц хранения. В фондах музея хранятся письма самого режиссера, а также А.Тарковского, Л.Брик, Ю.Никулина, В.Катаняна и других деятелей культуры. Произведения С.Параджанова - ассамбляжи, плоские и объемные коллажи, рисунки, куклы, эскизы к фильмам - своеобразная реакция на жизнь и события, его пластическое восприятие мира. Творчество художника не имеет прямых аналогов в мировом искусстве и отличается фантазией, остроумием и артистизмом. Использование разнообразных материалов и предметов придает произведениям особую прелесть и блеск. Многие из них созданы в заключении: Параджанов был отстранен советской системой от кино на 15 лет, из которых 1973-1977 и 1982 провел в тюрьмах и лагерях строгого режима. В музее использованы художественные и экспозиционные принципы самого С.Параджанова. За 27 лет музеем организовано 64 выставок в 30-ти странах.
Каскад
На территории комплекса находится музейный фонд Гафесчяна, основанный в 2002 году.
Основная идея создания комплекса – выражение национального возрождения. Для реализации этой цели были использованы самые различные архитектурные формы и средства художественной выразительности.
“Каскад” известен проводимыми здесь концертами под открытым небом и салютами, уникальными памятниками, маленькими водопадами и замечательным видом на гору Арарат. Комплекс является одним из излюбленных мест среди детей, взрослых и молодых пар.
Центр искусств Гафесчяна
Собрание состоит из пяти тысяч работ, она включает и наиболее полную коллекцию стекла в мире. За 2011 год центр посетили более миллиона человек. С открытой «Площадки трех ныряльщиков» можно увидеть замечательные панорамы Еревана и горы Арарат. На другой открытой площадке «Ханджян» представлены скульптурные работы современного искусства со всего мира. К примеру, в 2011 году тут были установлены две новые бронзовые работы: «Посетитель» руки британского скульптора Дэвида Бройера-Вейла, и «Карась», которую создал французский скульптор Франсуа-Ксавье Лаланом в 2000 году.
Миссия Центра – показать в Армении великолепные экземпляры современного искусства и предъявить мировой общественности лучшие образцы армянской культуры. И по сей день тут демонстрируются необычные работы современного искусства, проходят лекции, показы фильмов, образовательные программы и концерты.
Дом музей Ерванда Кочара
В 1984 году в мастерской мастера был создан великолепный Дом музей. Изумительные интерьеры сочетаются с собранием работ художника. Здесь тщательно представлены графика, скульптура и прекрасная живопись всех периодов творчества мастера: в основном податливый гипс, фантастическая графика – тушь, гуашь, масляная живопись на холстах, карандаш на картоне. Пристальное внимание посетителей музея привлекает техника живописи холодными восковыми красками – достаточно редкая сегодня. Здесь можно увидеть талантливые произведения Ереванского периода жизни художника: «Катастрофа войны», «Экстаз», «Меланхолия», «Комитас», «Орел Звартноца», «Муза кибернетики», макеты скульптур «Давид Сасунский» и «Вардан Мамиконян». Только в центре «Помпиду», в Париже, как и ереванском музее, можно стать счастливым очевидцем чудо-искусства Ерванда Кочара под названием «Пространственное искусство».
Дом-музей Мартироса Сарьяна.
Ереване, где для него соорудили просторный дом с мастерской. Спустя 35 лет к дому пристроили новое здание музея, в его экспозиции сегодня 247 работ. Всего у Сарьяна около 5000 полотен, и хранятся они в Третьяковке, Русском музее, Музее народов Востока. Но тех, что представлены в ереванском музее вполне хватает, чтобы отразить весь творческий путь художника, начиная с первых студенческих работ и заканчивая картинами последних.На первом этаже размещены графические работы: наброски, иллюстрации, эскизы к театральным декорациям, рисунки последних лет жизни мастера (1971—1972 гг.). Тут же и мемориальная комната с личными вещами Сарьяна. Среди интересных экспонатов — чайная чашка, из которой художник пил приготовленный по особому рецепту чай: с солью, молоком и маслом, коробка с красками «Ле Франс». Доступны для посещения и комнаты, где жили он сам и его дети Лазарь и Аракс Сарьян.
Перевозя свои картины в СССР из Франции, Сарьян потерял часть коллекции в пожаре. К счастью, работы были застрахованы, поэтому до конца жизни французское правительство Франции обеспечивало живописца краска фирмы «Ле Франс».
На втором этаже находятся главные произведения автора: пейзажи, созданные в Армении, натюрморты, портреты, работы парижского периода (1926—1928) и военных лет (1941-1945). На третьем уровне представлено раннее творчество Сарьяна — до 1917 г.
Сарьянский стиль — это упрощенный, несколько угловатый рисунок, обобщенные формы изображаемых предметов, современная интерпретация древних художественных традиций армянского искусства.
Дом-музей Арама Хачатуряна
Музей расположился в особняке, где когда-то проживал старший брат Арама Ильича Вагинак вместе со своей семьей, где частенько останавливался сам композитор, приезжая в Ереван.
Сыном композитора были подарены музею многие личные вещи отца из его кабинета, столовой, спальни, дирижерская палочка и фрак, рояль, письма, фотографии и другое. Наряду с музейными экспонатами здесь всегда звучит музыка, написанная Арамом Ильичом. А внутренний дворик с цветущими чудесными розами неизменно создает атмосферу уважения и почитания.
При музее существует библиотека с собранием партитур произведений композитора, рукописей, музыкальной литературы и многих других документов.
Дом-музей Арама Хачатуряна, это еще и небольшой концертный зал, рассчитанный приблизительно на двести слушателей, где организуются концерты.
Здесь летом раз в два года проходит конкурс имени А. Хачатуряна на лучшее инструментальное произведение.
Армянский театр оперы и балета им. Спендиарова
Армянский театр оперы и балета им. Спендиарова — одна из выдающихся достопримечательностей страны. Расположенный в самом сердце Еревана, он был спроектирован архитектором Александром Таманяном, который в необычной манере соединил два зрительных зала в едином полукруглом здании. В строительстве этого храма искусства Таманян использовал лучшие традиции средневековой армянской архитектуры, стилизовал традиционный национальный орнамент.
Театральная часть здания была завершена в 1939 г. В 1963 году был построен большой зал филармонии, а окончательный вид здание приобрело после реконструкции 1980 г. Театр вмещает 1,260 человек, а зал филармонии - 1400 человек. Оба зала имеют форму амфитеатра и обладают великолепной акустикой. Проект был удостоен «Гран-при» на Международной Выставке в Париже в 1937 году.
На площади перед зданием оперы находятся скульптуры поэту О. Туманяну и композитору А. Спендиаряну. Около площади располагается лебединое озеро. Вокруг здания расположены многочисленные кафе, придающие особый колорит прилегающей местности, благодаря чему пользуются большой популярностью у ереванской молодежи.
Ереванский русский театр им. Станиславского
Ереванский русский театр — классический драмтеатр, один из тех, что всегда были в моде и никогда из нее не выйдут. Здание из популярного в столице Армении розового ракушечника будто нарочно спряталось от суеты и шума улицы Абовяна за сенью деревьев. Выдают его лишь яркие афиши и вывески. Но такая аскетичность обманчива — спектакли здесь роскошные: и по игре актеров, и по декорациям.
Тут редко предлагают что-то экспериментальное — по большей части дают «вечную» русскую и армянскую классику на русском языке.
Театр им. Станиславского открыли в 1937 г. в бывшем клубе строителей. Здание выглядит очень современно, но на самом деле это памятник конструктивизма и возведено оно еще в 1929 г.
А вот внутри все очень скромно — фойе и холл с галереей фотографий, стендами с костюмами, наградами, дипломами и бюстом Станиславского. В целом ничего сверхпримечательного, подобные уголки славы есть во многих театрах. Но по пути в зрительный зал можно немного задержаться, чтобы полюбоваться небольшой, но очень интересной экспозицией из миниатюрных декораций. Каждая из них — точная копия убранства сцены из поставленных в Русском театре спектаклей.
Именно в этом театре начинал свою карьеру легендарный артист Армен Джигарханян.
Национальный академический театр имени Габриэла Сундукяна
еатр Габриэла Сундукяна, основанный в 1922 г., является старейшим современным театром в Армении. Статуи Г. Сундукяна, основателя армянской школы реалистической драмы и его литературного героя Пэпо, приветствуют, как покровители, у входа в театр.
В 1937 году театру было присвоено имя Габриэла Сундукяна. В 1960 году театру было присвоено звание академического.Ныне театр носит название Национальный академический театр имени Габриэла Сундукяна.
Именно в этом театре играл свои незабываемые роли легендарный артист Фрунзик Мкртчян
Другая полезная информация
Армения: полезно знать
- Армения: общая информация
- Кухня Армении
- Визовая информация
- Флаг и герб Армении
- Рестораны Еревана
- Визовая анкета (арм/англ)
- Справочная информация
- Рестораны в регионах
- Советы туристам
- Религиозные святыни Армении
- Однодневные экскурсии
- Расписание авиаперелетов Москва-Ереван-Москва
- Известные люди Армении
- Сервис a la Carte в Армении