Сайрам: отели, цены
Село Сайрам - одно из древнейших поселений на территории Южного Казахстана. Расположено на реке Сайрам-Су в 15 километрах восточнее города Шымкента. В эпоху раннего средневековья (IX-XII века) на месте Сайрама находился город Испиджаб – центр одноименного округа, входившего в состав Мавераннахра.
Сайрам или древний Испиджаб, единственный город Казахстана, упомянутый в «Авесте» - священной книге зооастрийцев, располагался в междуречье Аксу и Сайрамсу, на пересечении крупных караванных дорог, тем самым став свидетелем быстро развивающейся истории Великого Шелкового пути.
В его округ входил так же Чимкент. Первое упоминание о Испиджабе появляется в географическом труде китайского автора Сюань-Цзяня в 629 году. С XIII века город известен под названием Сайрам.
Название Сайрам впервые встречается в описании путешествия китайского отшельника Чань-Чуня в ставку Чингиз-Хана в 1221 году. Сайрам – «Город на Белой реке». В русских исторических документах упоминание о Сайраме появляется в конце XVII века.
Развитие и формирование Сайрама было обусловлено, не только выгодным экономико-географическим, но и политическим положением. На караванном пути из Шаша (Ташкента) в Чимкент, а так же форпостом распространения ислама в прилегающих степных районах.
На монетах X века встречаются штампы Сайрамского монетного двора, это говорит о том, что Сайрам был крупным и экономическим, политическим и религиозным центром. В сохранившемся городище обилие остатков мазаров и мечетей. В современной планировочной структуре Сайрама сохранились контуры древнего Шахристана и крестообразная планировочная схема улиц, является памятником градостроительной культуры Средней Азии IX-XIX веков. Именно Сайрам благодаря своему удобному географическому положению, стал опорной базой новой религии ислам, откуда она стала распространяться в другие земли. Современный Сайрам богат огромным количеством мавзолеев и памятников, где похоронены значимые деятели ислама и средневековые ученые. В этом этот городе родились самые почитаемые деятели исламского мира, такие как: Ахмед Яссави, Ю. Сареми, Ахмет и Камалиддин Исфиджаби, К. Байзауи и многие другие.
После бурного расцвета, вследствие междоусобных воин местных феодалов, к началу 17 века, Сайрам постепенно утратил свое значение важного торгового центра, и сегодня на его месте расположено село, носящее одноименное название.
Несмотря на то, что большинство архитектурных памятников Сайрама, построенных в период расцвета Великого Шелкового пути, пришло в упадок, он остается одним из главных мест паломничества верующих людей, и те немногие архитектурные сооружения, которые сохранились до наших дней, заслуживают особого внимания историков и теологов.
В народе повелось говорить о Сайраме: « в этом месте святых не счесть».
Оно и понятно: в какой бы дальний аул Сайрамского района вы ни отправились, там вы обязательно найдете какой-нибудь древний мавзолей или мазар мусульманского святого. Из года в год паломники со всех уголков мира, посещают это село, для того чтобы почтить их память.
К таким памятникам древнего Сайрама можно отнести мавзолеи, воздвигнутые над могилами духовного правителя, шейха Ибрагима, и Карашаш-аны – отца и матери великого ученого и поэта Ходжи Ахмеда Яссави.
Другими святыми памятниками являются мавзолеи Бибигияс-аны и Салык Ходжи, воздвигнутые в честь родителей легендарного пророка Хызра. По народному поверью, каждую пятницу в вечерние сумерки Хазрет Хызр приходит к этим мавзолеям, для того, чтобы поклониться праху своих родителей.
Посещение Сайрама интересно не только для верующих, но и для тех, кто увлекается древней историей края, ведь он является своеобразным музеем под открытым небом, сохранившим множество древних легенд и интересных архитектурных артефактов.