Самые популярные туры
Туры в Термез от прямого туроператора
Рекомендуем отели Термеза:
Фото Термеза:
Современный Термез возник в конце ХIХ века и имел облик типичного полуазиатского, полуевропейского города - он был одноэтажным, с казенными постройками из жженого кирпича и жилыми домами из сырца, с по-восточному плоскими крышами и по-западному - с окнами на улицу, в зелени садов, с неизменными акациями, карагачами и чинарами вдоль тротуаров. Сегодня Термез - современный город, центр Сурхандарьинского вилоята Узбекистана.
Многолетние исследования ученых, археологические раскопки открыли, что этот мирный, спокойный город имеет долгую и богатую историю. На протяжении тысячелетий Сурхандарья и ее главный город Термез входили в состав многих империй - Александра Македонского, Чингисхана, Амира Темура, разделяя с ними их судьбу.
Основанный на правом берегу Джейхуна - Амударьи в удобном для переправы месте, на пересечении караванных троп Великого шелкового пути, в пяти километрах к северо-западу от современного Термеза, Старый Термез в течение веков сложился как один из ведущих городов Бактрии, а затем Кушанского царства.
Городище Старого Термеза, расположенное на площади около 500 гектаров, состоит из цитадели-кала, двух шахристанов и пригорода-рабада. Возникло поселение в IV веке до нашей эры, что свидетельствует о более чем 2500-летнем возрасте Термеза. В III веке до нашей эры здесь формируется город с крепостью, носившей название Деметрия.
В эпоху древнего Кушанского царства, образованного в I веке нашей эры, город получает название Термита и становится крупным административным и религиозным центром Северной Бактрии. Владения Кушан простирались от Дарбанда на севере Сурхандарьи, где были возведены мощные пограничные стены, до современного Пакистана. Наивысшего могущества Кушанское царство достигло при правлении Канишки I. Кушанские цари придерживались веротерпимости, и наряду с зороастризмом, индуизмом и другими религиями здесь процветал культ буддизма. Отсюда на север в Согдиану, на запад в Маргиану, в Китай и Тибет шли миссионеры, несшие учение Будды.
Выдающимся событием в мировой культуре стало открытие в 60 километрах от Термеза, недалеко от города Шурчи, городища Дальверзинтепа - замечательного археологического памятника эпохи Кушанского государства. Городище окружено оборонительной стеной толщиной до 10 метров с башнями, внутри которых располагались казематы и галереи, а на гребнях стен - площадки для метательных орудий и пращников. Центральную часть города занимали кварталы богатых горожан, застроенные многокомнатными домами с парадными и хозяйственными дворами. В южной части находились мастерские ремесленников. Многочисленные археологические находки предметов индо-буддийской и эллинистической культур свидетельствуют о том, что Дальверзинтепа стоял на одном из древнейших ответвлений Великого шелкового пути, который шел от Термиты по долине Сурхана. Далее караванные тропы вели к Каменной Башне, предположительно находившейся в районе нынешнего Ташкента и упомянутой в "Географии" Клавдия Птолемея, описавшего путь из Сирии в Китай.
В пригородной зоне Дальверзинтепа обнаружены руины буддийского святилища, судя по найденным здесь монетам, основанного около I века нашей эры. В храме была ступа, молитвенное помещение и так называемый "зал царей", богато украшенный скульптурой, представлявшей культовые и светские буддийские и эллинистические образы. Одним из самых замечательных скульптурных изображений является голова кушанского правителя в остроконечном головном уборе. Элементы греко-бактрийской культуры присутствуют в архитектурных деталях - аттических базах колонн, листьях аканта, в складках одежды скульптурных персонажей.
Здесь же был найден второй буддийский комплекс со статуями Будды и Бодхисатвы, а также бактрийский храм с настенной живописью, изображающей жрецов и младенцев. Ярким памятником эпохи является "золотой" клад весом 36 килограммов, найденный при раскопках в Дальверзинтепа и состоящий из предметов и украшений из золота, серебра и драгоценных камней.
На территории Сурхандарьи археологами раскопаны несколько городищ - Халчаян, Зартепа, Фаязтепа, Айртам, свидетельствующих о богатстве материальной и духовной культуры народа, населявшего эту землю.
Находки памятников буддийской культуры продолжаются и сегодня. В последнее десятилетие на городище Коратепа ведутся совместные исследования узбекскими и японскими учеными. Недавно обнаружены жилища буддийских монахов. Каменные ступени, которым не менее двух тысяч лет, ведут вниз, под земляной купол пяти метров в диаметре. Рядом расположены нехитрые предметы, с помощью которых монахи поддерживали свой скромный быт, скульптурные изображения дракона, крылатого льва. В некотором отдалении открыт буддийский монастырь с хорошо сохранившейся ступой.
Особого расцвета город достиг в эпоху средневековья, став крупнейшим торгово-ремесленным центром Тохаристана. Известный историк Х века Истахри писал: "Термез расположен на берегу Джейхуна. Здания выстроены из глины, но большинство кварталов и базарные ряды из жженого кирпича". О былом величии города свидетельствуют архитектурные памятники, сохранившиеся на территории Старого Термеза и в его окрестностях. Одним из высокочтимых памятников мусульманского мира является усыпальница Хакима ат-Термези, духовного покровителя города, ученого-богослова, основателя дервишского ордена "Хакими".
В 1990 году по решению ЮНЕСКО отмечалось его 1000-летие. Архитектурный комплекс слагался с IХ века в течении нескольких столетий и состоял из мавзолея, айванной мечети и ханаки - странноприимного дома для дервишей. Первоначально мавзолей состоял из небольшого купольного сооружения с простым и аскетичным убранством, но позже интерьер здания был украшен богатым орнаментом. А в конце ХIV века у фасада мавзолея возводится новая усыпальница с величественным мраморным надгробием, покрытым резьбой. На стенах арабской вязью начертаны поучительные описания жизни святого с завершающей фразой о бренности земного существования.
Несколько ниже городища Старого Термеза по течению Амударьи находится остров-заповедник Пайгамбар. В южной его части, среди тугайных зарослей, возвышается мавзолей легендарного пророка Зуль-Кифля. По преданиям, пророк пожелал, чтобы после смерти его тело пустили в лодке и похоронили в том месте, где она пристанет. Лодка остановилась на середине реки недалеко от Термеза. Здесь быстро образовался остров, на котором и захоронили усопшего. Архитектурный комплекс, возведенный в ХI-ХII веках, состоит из мечети с примыкающим к ней склепом и надгробием и двух поминальных помещений.
Приблизительно в трех километрах от Старого Термеза, среди зелени садов, находится один из загородных исторических памятников - замок IХ века с романтическим названием Кырк-Кыз, или Сорок девушек. По народной традиции, именно за стенами этой крепости царица Гульаим со своими соратницами из эпоса "Кырк-Кыз" отражала осаду чужеземцев. Исторические сведения указывают, что укрепленный замок с мощными угловыми башнями был родовым поместьем известной династии Саманидов.
В ряду архитектурных памятников выделяется комплекс Султан-Саодат. Этот сложный ансамбль строился с IХ века на протяжении пяти столетий и являет собой своеобразный музей средневекового зодчества. В северном мавзолее покоится основатель рода термезских Сейидов Хасан аль Эмир. Огромный купол венчает разделенные тремя арочными нишами стены, покрытые богатым орнаментом, а фигурная кладка из тонких парных кирпичей придает объемность и изысканную строгость облику здания.
Исторические исследования и археологические раскопки показывают, что с начала IХ века Термез становится крупным торговым и ремесленным центром, связанным с Китаем, Индией, Византией, Парфией, Египтом, Римом, Афганистаном, Черноморским побережьем. В город привозили и из него вывозили множество товаров, в том числе пшеницу и хлопок, шелк и шерсть, паласы и ковры. В Термезе и его окрестностях действовали гончарные, кузнечные и стеклодувные мастерские. Процветало ткачество - производство полотна из хлопкового волокна. Открытие в горах Бойсуна и Кухитанга месторождений полезных ископаемых способствовало развитию древней металлургии. Мастера по металлу изготавливали орудия труда, военное снаряжение, предметы домашнего обихода. При раскопках были найдены различные металлические вещи - котлы, посуда, подсвечники, кувшины. Прекрасные изделия сурхандарьинских гончаров и стеклодувов были известны далеко за пределами Междуречья.
Подобно многим азиатским городам, Термез сильно пострадал от разрушительного нашествия Чингисхана в 1220 году. Но в отличие, скажем, от Мерва, для которого это событие стало роковым, Термез сумел возродиться в качестве торгового города, откуда вывозилось в другие страны множество товаров. В те времена расстояния между пунктами караванных дорог Великого шелкового пути исчислялись от Термеза.
Войны и междоусобные распри суживали жизненное пространство города. Ко второй половине XVIII века он был полностью разрушен, только в пригороде сохранилось два кишлака. В одном из них - Паттакесаре в конце XIX века Россия строит пограничный пост "Урочище Термез".
В советское время Термез был практически закрыт для посещения иностранцев. А сегодня в город на Амударье приезжает все больше и больше туристов, желающих прикоснуться к тайне и красоте былых эпох. Здесь каждый холм хранит в себе неизведанное, каждый памятник - легенда. Современный Термез по-прежнему выполняет функцию форпоста, теперь уже независимого Узбекистана, связующего звена с соседними государствами.
Современный Термез:
- Мечеть Мурч-Бобо
- Термезский Археологический Музей
- Буддистский Термез
- Комплекс Каратепа
- Буддистский храм и ступа Фаязтепа
- Башня Зурмала (ступа)
- Средневековый Термез
- Комплекс Аль-Хакимат-Термези
- Остров Пайгамбар - Мавзолей Зуль-Кифля
- Крепость Кирк-Киз
- Ансамбль Султан Саодат
- Кокил-Дор Ханака
- Монументы Сурхандарьинской области
- Дальверзинтепа
- Буддистский храм
- Зороастрийский алтарь
- Крепость Кампыртепа
- Айртам
- Халчаян
- Минарет Джаркурган
- Медресе Сейид Атталык
- Крепость Юрчи
- Мечеть Суфи-Аллах Яр