Достопримечательности Казахстана
Туркестан
1500-летний город Туркестан стал пользоваться популярностью благодаря проповедям знаменитого суфишейха, выдающегося поэта и гуманиста Ходжи Ахмеда Яссави, называемого Хазрет-Султан. В далекие времена город был известен под названием Ясси. Богословская школа, основанная Яссави, привлекала жаждущих знаний из соседних городов и отдаленных степей Казахстана. Город стал самым значительным просвещенческим центром в Казахстане. Мемориальный комплекс, появившийся на могиле великого Яссави, превратился в одно из самых посещаемых мест в Центральной Азии. В конце XIV века Туркестан приобрел уникальное сооружение – широкий комплекс построек вокруг Мавзолея Ходжи Ахмеда, воздвигнутый великим Тимуром. В мусульманском мире Мавзолей Ходжи Ахмеда считается второй Меккой.
Мавзолей Бабаджа-Хатун
Мавзолей Бабаджа-Хатун знаменит своим 16-реберным покрытием. Второй такой крыши нет в архитектуре Средней Азии. Резной кирпич украшает стены Мавзолея.
Мавзолей Айша-Биби
Мавзолей Айша-Биби – единственное сооружение во всей Центральной Азии, полностью покрытое терракотовой резьбой. Здание включено в список самых ценных исторических архитектурных сооружений UNESCO. Все резные украшения сделаны простым резцом.
Аристанбаба Кумбез
Аристанбаба Кумбез – археологический памятник XIX века, расположенный в деревне Кагам, вблизи руин бывшего Отрара. Он построен на могиле великого религиозного мистика XII в. Аристанбаба, по слухам, бывшего учителя Ходжи Ахмеда Яссави. Здание Аристанбаба Кумбез подверглось полной эволюции. Свой нынешний вид оно приобрело после полной реконструкции 1910 года. Объемная форма памятника уникальна и одновременно типична для народа южного Казахстана XIX – XX веков.
Исфиджаб (в настоящее время Сайрам)
В исторических хрониках IX-X веков Исфиджаб упоминался как первоклассная военная крепость. В течение тысячелетней истории Исфиджаб-Сайрам много раз сталкивался с врагами и каждый раз храбро сражался до последнего воина. В настоящее время здесь можно видеть останки известного Белого Дома, что в переводе означает Сайрам, что представляют собой руины стен, бастионов, минаретов разрушенной мечети Базалаката (XIIc) со спиральной лестницей и полуразрушенным входом в основание, ведущим в никуда; мавзолей Карашаш ана (XIX c.); Абдул-Азиз-Баб (XVIIIc.).
Отрар
Отрар – это город на шелковом пути, который расположен на пересечении различных ландшафтов и перекрестке караванных дорог. В X-XII веках город расцвел как торговый центр. Средневековый философ Аль-Фараби – родом из этого города. Керамика Отрара отличается беспримесностью глазури и точностью рисунка, заслуживающей особого внимания. Монетный двор Отрара был хорошо известен. Сейчас о былой славе этого города напоминают раскопанные городища.