Пишут о Вьетнаме…
Вьетнам. Обзор
Ученые утверждают, что прародители современных вьетнамцев обосновались на востоке Индокитайского полуострова 300 тыс. лет назад. Давних предков влекли сюда две большие, плодородные равнины в дельтах рек: Конгха (Красной) на севере и Меконга на юге.
Вытянутый с севера на юг Вьетнам часто изображают в виде двух корзин с рисом на коромысле. Благодаря мягкому климату и древней системе дамб здесь выращивают до трех урожаев в год. Многие протоки, искусственные каналы и дамбы превратились в настоящие реки, общая длинна которых превышает 4 тыс. км. Сегодня эти рукотворные сооружения спасают людей от наводнений, тайфунов, засух и голода.
Строить ирригационные устройства подобного масштаба можно было только коллективными усилиями. Вот почему во Вьетнаме роль сельской общины до сих пор велика. С началом вьетнамской государственности связано много различных легенд. Считается, что первопредками вьетнамцев были Государь Дракон Лак Лонг Куан и фея Эу Ко (Матушка-Супруга), которая родила 100 сыновей. Одна половина детей поселилась в горах, другая - в долинах.
Четыре тысячи лет назад на престол взошел один из сыновей дракона, Хунг Выонг. Он назвал страну Ванлангом, Страной Татуированных Людей. Последующие династии давали Вьетнаму иные названия, например Ау-Лак, что значит "Королевство дракона и птицы".
Вьетнам - страна многонациональная. Этнический состав ее сравнивают с развернутым веером, в центре которого многочисленные вьеты из речных долин, говорящие по-вьетнамски. Они верят, что этому прекрасному языку их обучила лягушка. Согласитесь, язык действительно похож на мелодичное кваканье. Вьеты сплотили вокруг себя представителей 50 малых народностей, таких как: тэй, тхай, мыонг, хла, нунг, кхмер…
Похоже, что в этих маленьких и хрупких на первый взгляд людях действительно течет кровь дракона. Покой мирных вьетнамцев часто нарушали завоеватели с севера. Однажды китайцам удалось установить во Вьетнаме власть, которая продержалась тысячу лет. Все десять веков вьеты партизанили. Ни подавить сопротивление, ни навязать свою культуру китайцы не смогли. Сейчас об их давнишнем присутствии напоминает разве что живописный портовый город Хойан да многочисленные конфуцианские школы, в которых безуспешно пытались прививать уважение к императору Поднебесной.
Даже китайские иероглифы ханван вьетнамцы приспособили для своего литературного языка тьыном. Вместе с конфуцианством в страну пришли даоизм и буддизм. Они слились с местными верованиями, породили всевозможные магические практики, традиции народной медицины. Есть во Вьетнаме и культы местного изобретения, например религия Као Дай. Ее адепты полагают, что только их вера сможет объединить представителей всех остальных религий. Ибо в Као Дай почитают и Христа, и Будду, и Мухаммеда, да прибудет с ним мир.
После изгнания китайцев появилось независимое государство Дайвьет (Великий Вьет). Три раза полумиллионная армия монголов пытались присоединить его к своей империи, но безуспешно. Тогда местные солдаты украшали руки татуировкой-девизом "Шат Тхат" - смерть татарам.
Менее воинственным оказалось древнее царство Тямпа или Чампа, занимавшее территорию в центре современного Вьетнама. Выполняя поручения хана Хубилая, в Тямпу приезжал Марко Поло. Вот, что путешественник писал об этом крае: "Чианба - страна большая, богатая. Здесь и свой царь, и свой особенный язык. Живут там идолопоклонники. У них есть идолы с бычачьей головой, а у иного свиная, или собачья, или баранья, бывают они и всяких других видов. Разных бесовских дел за этими идолами много: рассказывать об этом не станем…христианам не годится и слушать-то об этом. Здешний царь каждый год посылает великому хану вместо дани двадцать слонов самых лучших… Когда я, Марко Поло, был там, у царя имелось триста двадцать шесть сыновей и дочерей…"
Нам, как и Марко Поло, посчастливилось побывать в Нья-Чанге, тямском городе. Мы заглянули в храм великой богини матери По Нагар, родившейся из пены и облаков. В эпоху хаоса, когда еще ничего не было создано, богиня По Нагар появилась в виде змеи. Ее считали создательницей земли, растений. Она покровительствовала земледелию. Долгое время в Тямпе хозяйничали индуистские брахманы, которые считали По Нагар супругой Шивы. Вьеты, уничтожившие Чампу, стали называть богиню варваров Яшмовой госпожой. Выжившие тямы бежали в Камбоджу, где приняли ислам. Так и закончилось древнее царство.
В современном же мире Вьетнам - пожалуй, единственная страна, народу которой пришлось в течение 4 десятилетий вести аж четыре войны за независимость. Вместе с вами мы попытаемся разобраться в психологии вьетнамской нации и понять, почему же этот хлипкий народец так и не смогли покорить орды чужеземных завоевателей. Мы заглянем в Хюэ, столицу императоров последней династии Нгуен. Здесь на берегу Ароматной реки сохранились монаршие дворцы, мавзолеи, буддийские храмы и пагоды. В городе мы отыскали настоящего потомка ненавистных Нгуенов, которые были всего лишь марионетками в руках французских колонизаторов.
После революции у наследников империи от несметных богатств осталось лишь небольшое поместье. Из прежней столицы мы перенесемся в столицу нынешнюю. Когда-то Ханой назывался Тха-Лонгом, городом Взлетающего Дракона. Это место примечательно не только славной историей борьбы за свободу, но и древними памятниками: к примеру, пагодой На одной колонне, храмом Черпахи в середине озера Возвращенного меча, или храмом Литературы.
Многие кумирни строили в честь национальных героев, предводителей борьбы за независимость. Их почитали наравне с богами. Любопытно, что эта традиция сохранилась до настоящего времени. В Ханое мы посетим скромное жилище бывшего президента Демократической Республики Вьетнам. Он был стойким ленинцем, жил в эмиграции, сидел в тюрьме и всю жизнь любил одну русскую женщину. Организатор и вдохновитель антифранцузского, антиамериканского Сопротивления, отец нации Хошимин занимает важное место в пантеоне обожествленных героев. Бюсты дядюшки Хо, как его ласково называют вьетнамцы, стоят на домашних алтарях, в его честь воскуривают благовония.
Во Вьетнаме есть не только джунгли, реки и горы. Кто-то образно заметил, что Вьетнам - это "балкон на Тихий океан". Море играет в жизни державы огромную роль. Оно кормит, соединяет и радует глаз. Халонг - "залив Приземляющегося дракона" - настоящая жемчужина Индокитая. Многие по праву называют залив восьмым чудом света. На водных просторах в 1 500 кв. км разбросаны 3 000 островов и скал самых причудливых форм. Конечно же, мы пройдем по улицам Хошимина, прежнего Сайгона. Здесь кровавый диктатор и американский прихвостень Тхиеу создал штаб по управлению огромным репрессивным аппаратом.
В Южном Вьетнаме не было человека, чьи родственники не томились бы в застенках Тхиеу. Всего на оккупированных территориях было создано около 16 тыс. концлагерей. Мы обязательно проплывем по легендарному Меконгу. В дельте этой великой реки безуспешно пытались закрепиться французы и американцы. Во времена оккупаций здесь было несколько свободных зон, куда неоколониалисты боялись заезжать даже на танках.
Легендарное местечко Кучи - одна из таких зон. Вьетконговцы прорыли сотни километров туннелей, построили целый подземный город. Партизаны юга своим сопротивлением помогли северной армии одержать в итоге блистательную победу над американцами. Мы непременно познакомим вас с весьма самобытной кухней Вьетнама. Здесь с большим аппетитом едят крыс, собак и змей, мозги козлов и баранов. По количеству блюд местная кухня вряд ли уступит китайской.
Вьетнам - страна кустарей. В городах сосредоточено огромное количество мастерских, где производят шелк, изделия из мрамора, дерева. Тут много мелких ателье и парикмахерских, работающих под открытым небом. Часто в штате предприятия состоит всего один работник. На мелком и среднем бизнесе держится вся многоукладная экономика. Перестройка производства началась в стране одновременно с перестройкой в СССР. Правда, во Вьетнаме она до сих пор продолжается.
Мягкие реформы, иностранный капитал, частный сектор, отсутствие плюрализма, сохранение руководящей роли компартии - вот то, благодаря чему современное вьетнамское общество динамично развивается. В этом вы убедитесь, если отправитесь вместе с нами в большое телепутешествие через весь Вьетнам.
Вьетнам. Национальный
Общаясь с простыми вьетнамцами, мы обратили внимание, что они очень терпеливы, бережливы, организованны, почтительны со старшими. Постоянная борьба с трудностями развила в них дисциплинированность и здравый смысл.
Высшей добродетелью здесь считают искренность. Как ни странно, но все эти положительные качества сложились под влиянием климата, географического положения, исторических особенностей. Постоянная борьба с тайфунами, наводнениями и засухами, необходимость часто ремонтировать или создавать заново ирригационные системы сформировали у вьетнамцев крепкие традиции коллективизма.
Однажды, во время очередной войны, дамбы долго не ремонтировали. В результате - засуха, голод и смерть 2 млн. человек. Так что сама жизнь постоянно побуждала этот народ к сплочению. Вьетнамцы на удивление стойки, выносливы и трудолюбивы. Они, по натуре созидатели, не боятся грязной, тяжелой работы. Их характеризует какая-то фанатичная, малопонятная западному человеку целеустремленность.
Нам кажется, что именно поэтому победить их невозможно. Вы смогли бы всю жизнь из листьев пальмы и бамбука мастерить конические шапки? В день мастерица успевает собрать всего два головных убора. В лучшем случае, она выручит за них один доллар. Во Вьетнаме это самая ходовая цена. Недалеко от Ханоя мы посетили общину, живущую производством кирпичей. В распоряжении работников несколько мастерских. Глина, богатая железом, добывается тут же. Сначала ее формуют и немного просушивают. Затем еще сырой продукт свозят к печам. Хрупкие женщины укладывают тяжелые брикеты на балансировочные ремни, продевают коромысло и несут около шестидесяти килограмм несколько десятков метров вверх.
Мы попробовали повторить трудовой подвиг вьетнамских женщин, да чуть было не надорвались. К концу рабочего дня кирпичи занимают почти все внутреннее пространство. Печь затапливают, а освободившуюся рабочую силу бригадир, как правило, мужчина, перебрасывает на другой участок. На рынке за тридцать обоженных кирпичей дают доллар. Следовательно, кирпич стоит приблизительно рубль. Вы смогли бы всю жизнь таскать кирпичи за зарплату, которой едва хватает на плошку риса? А вьетнамцы могут.
Здесь каждый убежден, что он добьется успеха, только опираясь на коллектив. Интересы коллектива, общественные интересы стоят выше личных: сначала нужды Родины - твои собственные проблемы потом. Многовековая история страны превратила вьетнамцев в неисправимых патриотов. Даже малообразованные граждане уверенно называют даты, имена ученых, видных государственных мужей, писателей, поэтов, императоров. Куда не бросишь взгляд - везде государственные флаги.
Впервые красное полотнище с золотой звездой подняли патриоты Кохинхина, Южного Вьетнама. Это было в 1940 г., когда на дельту Меконга претендовал и Таиланд и Япония. Затем стяг присвоила Лига борьбы за независимость "Вьетминь", предшественница компартии. Еще позже знамя перешло к Фронту национального освобождения, который сплотил общество на борьбу с американцами. Теперь героическое полотнище - государственный символ страны. Многолетние боевые действия лишь укрепили вьетнамский коллективизм, веру в коммунистическую партию, "боевой штаб вьетнамского рабочего класса, вооруженный учением Маркса - Ленина". "Партия является единственной силой, руководящей государством и обществом, главным решающим фактором вьетнамской революции" - так записано в Основном законе.
Вьетнамцы сообща разгромили японских милитаристов, свергли столетнее французское иго, изгнали американцев, которые двадцать лет хозяйничали в Южном Вьетнаме. В конце 70-х свободолюбивый народ отразил нападение Пол Пота и китайских войск. Сотни тысяч людей в очередной раз остались без крова. Мирную жизнь уже в который раз пришлось строить с нуля. Страна благодаря прежде всего своим преданным гражданам, быстро залечивала раны вооруженных конфликтов и вступала на путь обновления.
Частые войны не могли не сказаться на психике людей. В их характере уживаются красноречие и сдержанность, невозмутимость и эмоциональность, дипломатичность и некоторая эксцентричность в общении с людьми, особенно с иностранцами. Вьетнамцы любознательны, готовы знакомится с жизнью других народов, оставаясь при этом жуткими националистами.
У вьетов есть поговорка: "Сердце других меряй по своему". Люди здесь очень наблюдательны. Они молниеносно замечают мельчайшие детали в поведении собеседника и легко разгадывают его слабые места. Разговаривая с вьетнамцем, знайте, что он видит вас насквозь. Если вы проявите неуважение к нему, попытаетесь причинить ему вред, то он ответит вам в тот момент, когда вы не ждете, причем вашим же оружием. И неважно, кто перед вами: убеленный сединой старец или неразумное дитя.
Чувство собственного достоинства передается во Вьетнаме на генном уровне, из поколения в поколение. В Ньячанге мы решили зайти в обычную школу, каких во Вьетнаме около 16 тысяч. Образование в стране всеобщее, девятилетнее, его получают около 18 млн. детей. К слову сказать, Пионерская организация имени Хошимина действует под руководством Союза коммунистической молодежи имени все того же Хошимина. Все это нам очень даже знакомо, не правда ли? Дети моментально проявили искренний интерес к нашей съемочной группе, и ничто, как говорится, не предвещало беды. Чтобы спасти оператора и отогнать ребятишек от камеры, мы стали обливать их водой из бутылки, то есть проявлять, если хотите, неуважение, пусть даже и в такой невинной форме. Через некоторое время нас сначала стали шлепать со стороны спины. Затем шлепки переросли в совсем недружественные тычки и пинки ногами.
После этого на школьном театре военных действий появилась палка. Правильно оценив это недвусмысленное заявление, а заодно и силы противника, мы приняли единственно верное решение спасаться бегством. Ситуация нас ничему не научила... В другой раз дети чуть было не перевернули наш микроавтобус - мы едва успели унести ноги. Однако взрослый человек хорошо владеет собой и не позволяет эмоциям выплескиваться наружу даже в конфликтных ситуациях. Местный обычай требует быть гибким в отношении собеседника. Популярная пословица учит: "Если ты уступишь кому-нибудь дорогу, тебе самому будет легче по ней идти".
Однако если дело касается принципиальных вопросов, то вьетнамец проявит твердую позицию и будет неколебим, как скала. В современной жизни многие черты национального характера меняются и уже не оказывают сильного влияния на повседневную жизнь. Однако любой агрессор получит решительный отпор, если вдруг решит покорить этот сильный духом народ. Упорства и энергии, которая, кажется, бьет в этой стране через край, хватит, чтобы остудить не одну горячую голову.
Вьетнам. Вьетнамские кустари
До нас не дошли документы, точно датирующие появление народных картин "чань зэн зян". Есть версия, что возникновение этого сугубо вьетнамского вида искусства было связано с началом печатания денег в XV веке. В деревне Донгхо под Ханоем живут потомственные художники, которые из поколения в поколение передают секреты мастерства. Чаще эти картины называют "чань тэт" - новогодние. В течение всего года художники готовят их, а продают только накануне Тэта, Нового года. Перед праздником каждый вьетнамец обязательно покупает несколько картин, которые могут храниться в семье не одну сотню лет. Обычно художники изображают природу, жанровые сценки, богов, героев и легендарных личностей, времена года - все то, что близко и понятно простому человеку. Есть картинки-талисманы для охраны жилищ. Особенно популярны изображения домашних животных, символизирующих изобилие. Священная свинья в древности была символом богатства, многочисленного потомства. Петух, предвестник солнца, считался символом мира и смелости. При создании лубочных картин от художника требуются, во-первых, мастерство резчика по дереву, так как картинки печатают с досок, во-вторых, умение подобрать нужный колор. И, в третьих, мастер должен быть первоклассным рисовальщиком. Даже сегодня найти специалиста, в совершенстве владеющего всеми тремя искусствами, крайне сложно. В 30-е годы прошлого века во Вьетнаме зарождается новый вид изобразительного искусства. Молодые авторы, выпускники Высшей школы изящных искусств Индокитая, стали пользоваться лаком. Материал этот, получаемый из коры дерева сумаха, хорошо известен в странах Юго-Восточной Азии. Раньше вьеты чернили лаком зубы. Они пренебрежительно относились к белым зубам, говорили: "Это, как у собаки". Лаковая живопись - искусство тонкое, каждый мастер - настоящий знаток своего дела. Приготовление красок, многослойная роспись по лаковому грунту, полировка картин и сушка в особых условиях - все требует точного соблюдения технологии. Настоящий расцвет этот вид живописи пережил в 50-60-е гг. Тогда была разработана технология получения редких, доселе не виданных тонов и полутонов. Способы полировки и просушки стали совершеннее. Современные мастера Нгуен Ты Нгием, Чан Ван Кан, Нгуен Дык Нунг каждый в своей манере используют выразительные возможности лака. Насыщенность цвета усиливают добавлением золотой и серебряной пудры. Перламутр - один из важнейших материалов, с помощью которого создаются настоящие шедевры. Лаком пишутся пейзажи, портреты, жанровые картины. Бизнес искусству не помеха. На лаковой живописи делаются приличные деньги. Сайгонские мастерские посещают богатые туристы из Европы. Состоятельные вьетнамцы также охотно покупают их продукцию. Центральный Вьетнам, район города Дананг, славится мрамором. Его здесь добывают около пятидесяти лет. В Дананге располагался штаб американской армии, а местные партизаны скрывались в пещерах, оставшихся после разработки мраморных пластов. При янки дела шли плохо, спроса на товар не было. Разве что какой-нибудь американский офицер заказывал бюстик Никсона, Кеннеди или Джонсона. Сегодня из этого материала делают Будд, драконов, светильники, хошиминов, - одним словом, все, без чего не может обойтись зажиточный вьетнамец. К слову сказать, цены на изваяния довольно сносные. В жизни вьетнамцев дерево всегда играло важную роль. В стране существовал целый культ деревьев. В одном из преданий рассказывается, что Государь дракон Лак, прародитель вьетов, воплотился в кусок древесины, плававший по волнам. Братья рыбаки поймали бревно и вырезали из него скульптуру дракона, которой потом поклонялись. Супруга бога земли долгое время пребывала в древесном стволе. Согласно преданиям деревья были добрыми и вредоносными: связанные с добрыми духами плавали в воде, а вредоносные росли на суше. В сандаловом дереве обитал Костлявый Безумец - оборотень, которому вьеты вплоть до XVIII века приносили человеческие жертвы. В благовонных деревьях жила богиня бурь, наводнений и подательница дождя Тхиен И А На. У мастеров по дереву есть своя богиня, правда, имя ее неизвестно. Зато известны имена двух первых вьетнамских плотников - Ло Бан и Ло Бок. Богиня без имени научила их строить лодки и дома, орудовать пилой, киянкой, долотом. Точное число столярных мастерских вам вряд ли кто-нибудь назовет. Вообще, боги научили вьетов многому. Давным-давно жители страны носили одежду, сделанную в лучшем случае из коры. Она была очень неудобной, поэтому проматерь вьетнамцев госпожа Эу Ко показала детям, как разводить особые растения, объяснив, что нет лучшей пищи для гусениц шелкопряда, чем сочные листья шелковичного дерева. Если разводить гусениц, то всегда в изобилии будет красивая ткань. Впрочем, это не единственная легенда о происхождении шелка. Давным-давно у вьетнамского императора была дочь Тхиеу Хоа, которая понимала язык бабочек. Одна из них рассказала, что питается только листвой шелковицы: "Основное мое дело - заботиться о яйцах, из которых выходят личинки, выпускающие шелковую нить". Тхиеу попросила у бабочки чудо-червячков. Со временем дочь императора научилась ткать драгоценную материю и очень этому радовалась. Вьетнамцы убеждены, что именно они являются первооткрывателями шелка, а вовсе не китайцы. В городе Хой-Ан несколько частных мастерских. Обычно при них существуют ателье, где за ночь вам сошьют великолепный шелковый костюм или платье в азиатском стиле. Цена не превысит тридцати долларов. Согласитесь, для натурального шелка это недорого. В 20-е годы прошлого века на шелке писали картины. Рисованию обучали в Индокитайской школе искусств, которую открыл французский художник Тардье. Тогда местные художники воспроизводили на материи картины родной природы и повседневной жизни. Сейчас на шелке уже почти не рисуют, зато развивается вышивка шелком. Работы стали попроще, преобладают в основном цветы, но и они радуют глаз не хуже акварели. После американской оккупации во Вьетнаме стали строить сталинскую модель социализма, ориентируясь на опыт СССР. Многих жителей насильно переселяли в горы, заставляли осваивать целину, крестьян объединяли в совхозы. Частные предприятия преобразовывались в государственные. Особенно активно этот процесс протекал в Южном Вьетнаме. В деревушке у города Винь Лонг живут несколько семей, которые перерабатывают излишки продовольствия. Проще говоря, из обычного риса делают воздушный рис, а кукурузу и кокос превращают в воздушную кукурузу и воздушный кокос. Обжарить в раскаленной рисовой шелухе можно все что угодно. Район Меконга всегда был житницей Вьетнама. Здесь собирают по три урожая в год. До реформ сталинского толка на частных предприятиях, в том числе пищевой промышленности, работало 300 тысяч семей. Коммунисты презрительно называли их "семьями капиталистов". После реформ все они остались не у дел. Большинство южновьетнамских бизнесменов были хуацяо, китайцами вьетнамского происхождения. Чтобы защитить их от произвола вьетнамских властей, Китай ввел в страну войска, но агрессия была отражена. И все же к 80-м годам стало понятно, что сталинская экономика во Вьетнаме не работает. Тяжелая промышленность не может заменить маленькую мастерскую или пекарню. Власти пошли навстречу интересам семейных, частных хозяйств. Южный Вьетнам снова превратился в житницу. Здесь, как и прежде, сотни тысяч человек заняты в малом бизнесе. Частный сектор существует в этой стране на тех же условиях, что и государственный. Основа вьетнамского нэпа - производство товаров народного потребления. Во многом благодаря кустарям вьетнамские города приобретают современный облик: растут частные особняки и гостиницы, открываются крупные банки. С новыми временами в страну пришли новые проблемы: коррупция и мафия. Смогут ли вьетнамцы искоренить эти социальные пороки, покажет время. Когда мы были в Сайгоне, там собрались преступные авторитеты со всей Юго-Восточной Азии. Полиция прекрасно об этом знала, но сделать ничего не могла.
Вьетнам. Кукольный театр
Раньше почти в каждой деревне на Красной реке устраивались красочные водные представления. С помощью кукол самодеятельные актеры разыгрывали поучительные и просто живописные сценки из сельской жизни. Действие разворачивалось на плотах. Стоя по пояс в воде, кукловоды управляли марионетками с помощью скрытых подводных приспособлений. Давным-давно предков вьетнамцев называли "лаквьетами", "людьми, живущими в воде". Там они чувствовали себя так же комфортно, как и на суше. Нынче деревенский театр переехал в город. Теперь представления показывают в обычном бассейне, широко используя возможности современных акустических и световых систем. Однако куклы приводятся в движение все теми же дедовскими способами. Актеры, стоя в воде, дергают за ниточки своих деревянных коллег. Режиссеров современных шоу, как и сотни лет назад, вдохновляют красоты сельской жизни, крестьянские добродетели, простота и неискоренимый оптимизм народа. Во Вьетнаме водный театр всегда пользовался огромной любовью зрителей. Спектакль состоит из коротких сценок, сопровождаемых музыкой. Народные мелодии как бы склеивают разноплановые части водного шоу. Артисты ориентируются на ритм. Если ритм быстрый - движения кукол ускоряются, как только он замедляется - герои начинают передвигаться по бассейну плавно, неторопливо. Музыка помогает восприятию сюжетов, вдыхает в деревянную куклу жизнь, подчеркивает ее характер. В северном Вьетнаме музыкальный коллектив, подобный тому, что играет в театре кукол, называется "чео". В него могут входить и певцы. Команда чео вооружена флейтой, ударными, 16-и 36-струнными цитрами, старинным инструментом монохордом. Дополнительные звуковые эффекты создают фейерверки. Такой театр - явление уникальное, за пределами страны ничего подобного не встречается. Первое упоминание о нем относят к XII веку: "Пленительные мелодии льются над водной гладью. Появляются куклы небожители, их лица румяны и свежи, совсем как у земных людей. Легки движения их хрупких рук, их танец - как дуновение ветерка". Как мы уже сказали, спектакль состоит из не связанных между собой картин, соединенных музыкой. Основная мысль сюжетов, посвященных крестьянской жизни, такова: "Все те, кто скучает по родине, - возвращайтесь, вспомните родные деревни в бамбуковых зарослях, вспомните звуки флейты, плывущие над спинами волов". Кукольные зарисовки восхваляют труд, деревенский образ жизни, семью, учат добру. Одна из сценок - "Триумфальное возвращение" - неизменно входит в программу представления. Раньше, когда при дворе монарха служили мандарины, любой наделенный способностями имел возможность занять видное положение. Для этого надо было поступить в специальную школу. В Ханое чиновников готовили в Храме литературы "Ван Миеу". Раз в три года слушатели сдавали труднейшие экзамены. Имена выдержавших испытания выбивали на памятных табличках и стелах, установленных на спинах каменных черепах. После экзаменов вчерашние студенты, бедные школяры, торжественно возвращались в родные деревни. Молодые бюрократы надевали лучшие одежды, несли флаги, музыкальные инструменты, подношения богам. Подобная система поощряла вьетнамцев к учебе: можно было потерять состояние, любовь, положение в обществе, но образование, ученость потерять невозможно. Другая сцена мифологическая. В ней рассказывается, вернее, показывается, как у дракона и феи из яйца родилось сто сыновей. Они стали родоначальниками местных народов. Старший сын основал первую династию императоров. Пляска фей выражает желание всех граждан страны, какой бы национальности они ни были, жить в мире и согласии. Дела более поздних времен также нашли отражение на водной поверхности ханойского театра. В XV веке в озере в центре столицы жила черепаха. Она вручила господину Ле Лою волшебный меч, который помог вьетнамцам истребить десятки тысяч агрессоров китайцев. Ле Лой стал королем. Однажды, когда он плавал по озеру на лодке, явилась все та же черепаха и попросила вернуть меч. Король нехотя согласился. Озеро же с тех времен стали называть Хоан Кием, Озером возвращенного меча. Ни одно представление не обходится без Тэу, господина церемоний... Жизнерадостный и смекалистый Тэу преодолевает все препятствия, находит выход из любых положений, всегда побеждает врагов. Когда-то Тэу жил на небесах, но его изгнали оттуда за кражу хурмы. На земле он обнаружил, что у людей полным-полно проблем, и весельчак стал им помогать. Простому человеку этот персонаж очень симпатичен. Раньше в каждой вьетнамской деревне был свой комик. Человек, который организовывал праздники, был своего рода массовиком-затейником, тамадой и конферансье одновременно. Именно такой балагур и стал прообразом кукольного героя. Кукольный театр Ким Донг был основан в октябре 69-го года, в разгар войны с США, чтобы хоть как-то отвлечь людей от трудностей военного времени. Дело начинали 9 артистов в скромном помещении на окраине столицы. Несколько раз кукольный храм переименовывали и только с 93-го его стали называть Водным театром кукол Тхалонга. Сейчас он находится в самом престижном районе столицы, недалеко от Озера возвращенного меча. Всего в театре служат 15 музыкантов, 5 техработников, 22 артиста, из них четыре - заслуженных и три народных. Спектакли проходят при полном аншлаге, свободных мест почти не бывает. Ежегодно шоу смотрят 150 000 туристов. Ведется большая гастрольная деятельность. Представления даются по всему миру, и уникальный театр успешно вписывается в мировое культурное пространство. Мы попросили артистов показать приспособления, с помощью которых куклы приводятся в движение. Оказалось, что это профессиональная тайна и за кулисы нас не пустят ни под каким предлогом. И, действительно, мы смогли добраться только до полок, где герои водных шоу сохнут в ожидании следующего представления. Ханойский театр в шутку называют "театром трехсот шестидесяти пяти спектаклей", но это явное преуменьшение. В 1990 г. компартия поставила перед коллективом задачу давать не менее 500 представлений в год. Два актерских состава, работающих через день, с этой сложной задачей справляется успешно. Коллектив побывал в 20 странах Азии, Европы и Америки. В прошлом году артисты посетили Россию и мечтают съездить туда снова. На тридцатую годовщину основания театра все кукловоды во главе с директором Ле Ван Нго были награждены орденами Труда третьей степени за вклад в развитие национальной культуры Вьетнама.
Вьетнам. Меконг
Сотни лодок движутся в беспорядке, останавливаются, потом плывут дальше. Они стараются не мешать друг другу и не сталкиваться. Ими управляют очень сдержанные и терпеливые люди. Популярная во Вьетнаме пословица гласит: "Если ты уступишь кому-нибудь дорогу, тебе самому будет легче по ней идти". Все это происходит на речном рынке в дельте реки Меконг. Меконг - самая длинная река полуострова Индокитай. При впадении в Южно-Китайское море она образует заболоченную дельту площадью 70 тысяч квадратных километров. Жители дельты строят дамбы, удерживающие воду на рисовых полях, роют оросительные каналы, искусственные озера и пруды, сооружают шлюзы и водоспуски. Таким образом вьетнамцы пытаются оградить от наводнений свои дома и сельскохозяйственные угодья. Сезонные паводки на Меконге размывают большинство дорог в округе. Вместо дорог в дельте традиционно используются каналы. Берега каналов соединены так называемыми "обезьяньими мостами" - кау кхи. Раньше их строили из бамбука и шириной они были меньше метра. Теперь мосты укрепляют и расширяют так, что по ним можно проехать даже на автомобиле. Но самый распространенный вид транспорта на Меконге, конечно, лодки. На речном рынке прилавки расположены прямо в лодках - на лодках же передвигаются покупатели. Здесь можно купить все: от просто питьевой воды до… самой лодки. Хотя мало кто из вьетнамских крестьян отважится совершить столь крупную покупку самостоятельно, без помощи односельчан. У бедняков денег хватает на овощи и фрукты, конфеты и чай, незатейливую одежду. Продавцы торгуют тем, что растет на полях в дельте Меконга и на небольших плантациях, расположенных вдоль многочисленных каналов. Для них торговля с лодки - единственный способ прокормить себя и семью. Сампаны - широкие, но не очень большие лодки, рассчитаны на несколько человек. У джонок большой трюм, на них перевозят тяжелые грузы. Почти на всех лодках установлены моторы - с помощью весел лодочники маневрируют в трудных местах. Самый разгар торговли съестными и прочими товарами во Вьетнаме, как и во всем остальном мире, выпадает на предпраздничные дни. Но и в будни жизнь речного рынка не замирает. Торговец подплывает сам, если замечает интерес к содержимому своей лодки, его можно позвать или просто притянуть его лодку рукой. Отправляясь за покупками, не обязательно брать с собой крупную сумму - во Вьетнаме все дешево. Фрукты продаются поштучно: 12 вьетнамских груш стоят 20 тысяч донгов, то есть приблизительно 20 рублей. Движение на рынке очень оживленное. Поэтому, чтобы не задерживать других, сразу после сделки продавец отплывает в сторону. На Меконге в лодках торгуют, плавают и живут. У более состоятельных крестьян есть дома на берегу. Прибрежные жилища строят на высоких сваях, чтобы их не затопляло при паводках. На рынке распространен древний обычай продажи глупости и покупки удачи - муа май бан зай. Человек прихватывает из дома какую-нибудь вещь, которая мешала ему в жизни в прошлом году, продает ее на рынке за символическую цену и здесь же приобретает петуха или рыбу - они у вьетнамцев символизируют удачу. При совершении торговых сделок нередко возникают недоразумения и споры. Разрешать их вьетнамцев научил бог домашнего очага Тао Куан. Делается это так: в дно реки или канала втыкают столб, и на него по очереди забираются спорщики; кто долезет до самого верха - тот прав, кто соскользнет в воду - тот виноват… Можно сказать, что население юга Вьетнама живет по пояс в воде. При этом мусор из домов вьетнамцы выбрасывают прямо в каналы, засоряя их и без того не кристально чистую воду. Однако при уборке и украшении лодок вьеты все предметы начищают до блеска. Особое внимание уделяют алтарю предков, которых они почитают наравне с богами. У зажиточных крестьян на алтарях кроме таблиц с именами умерших обычно стоят курильницы для благовоний, чаши с приношениями, подсвечники для ритуальных свечей и вазы с фруктами. Около алтаря вешают панно со стихотворными изречениями. В дар предкам принято подносить арбузы. По преданию, арбузные семечки принес в клюве журавль, прилетевший с запада. Он уронил их в песок, они дали всходы, а затем и плоды, которые во Вьетнаме называют "западными тыквами" - тэй куа. С древности вьетнамцы устраивают лодочные гонки, которые должны умилостивить водных духов Тхан Тхуи. Вьеты верят, что их первопредок - Государь Дракон Лак. Из его ста сыновей 50 поселились на суше и назвались вьетами, а остальные 50 стали водными божествами. Поэтому драконов и змей во Вьетнаме очень почитают. Первые лодки даже формой походили на змей. Дракона изображают в храмах, на крышах общинных домов, на ручках курильниц для благовоний, на перилах лестниц, на носовых частях лодок. В ответ довольные духи поддерживают нужный уровень воды в реке, позволяют дуть добрым ветрам и посылают обильный урожай. То ли благодаря заботе духов, то ли из-за влажного жаркого климата, урожай во Вьетнаме созревает несколько раз в году. Помимо риса - самой распространенной в Юго-Восточной Азии культуры - в долине реки выращивают кукурузу, батат (сладкий картофель), бобовые, съедобный корень маниок. Из кокосовых орехов местные кустари делают конфеты. Предприниматели, использующие в производстве сахар, обязаны предоставлять Министерству сельского хозяйства документы, доказывающие, что закупленный ими тростник выращен на территории страны. Выращивание и торговля цитрусовыми, бананами, ананасами и арбузами пока правительством не контролируется. Крестьяне, работающие на плодородных полях дельты Меконга, из поколения в поколение противостоят реке. Так же как водные духи противостоят горным, а Восток - Западу. Эта борьба своеобразно отразилась в истории Вьетнама. В дельте Меконга во времена Вьетнамской войны пытались закрепиться американцы, однако им это сделать не удалось. Даже во времена оккупации здесь оставались свободные зоны, куда пришельцы боялись заезжать даже на танках. Сейчас американские туристы предпочитают танкам лодки. Их здесь так много, что власти провинций Митхо и Вин Лонг запрещают частникам катать путешественников. Полиция регулярно патрулирует реку в наиболее "трудных" местах и отлавливает лодки, нарушающие этот запрет. Но не везде власти столь строги. Например, в провинции Бен Тре на передвижения лодок нет ограничений. Вьетнамцы любознательны, они готовы знакомиться с жизнью других народов, о себе при этом рассказывают совсем не много.
Вьетнам. Меконг
Меконг - десятая по длине река мира, величайшая река Индокитая и главная река Вьетнама. Вся жизнь страны сосредоточена вокруг Меконга. Меконг кормит страну, большая часть населения которой занята сельским хозяйством. Крестьяне выращивают в основном рис и кукурузу. Во время разливов река затопляет обширные пространства, и, отступая, оставляет на полях плодородный ил. А еще в Меконге много рыбы. Для большей части жителей Вьетнама она практически единственный источник животного белка. Главная транспортная артерия страны - это тоже Меконг. Конечно, во Вьетнаме строятся и шоссе, и железные дороги. Но движение по реке не становится менее интенсивным. За последний десяток лет объем грузооборота по ней возрос почти в 450 раз. В сезон дождей, когда Меконг разливается, движение по большинству сухопутных трасс становится невозможным. Так что вьетнамцы предпочитают, как и раньше, передвигаться на лодках по великой реке, ее притокам и каналам, прорытым в дельте. Лодки эти не сильно изменились за последние три тысячи лет. Только теперь почти все они снабжены моторами. Весла используются почти исключительно для маневрирования в узких местах. Как в других странах автомобили, лодки на Меконге бывают и рабочими лошадками, и парадными лимузинами. Свадьбы в деревнях, расположенных по берегам реки, играют обычно не на берегу, а на большой лодке в форме дракона. По легенде, этот дракон - Лак Лонг Куан - женился на фее-птице Ау Ко. Вскоре она снесла 100 яиц, из которых вылупились 100 детей. 50 ушли с матерью в горы, а 50 поселились с отцом на побережье, и здесь на землях нынешнего Вьетнама основали великую страну Ванланг. Дракон приносит молодой семье счастье, богатство и множество детей. Красный праздничный наряд на невесте - традиционный. Точно в таком девушки выходили замуж и сто, и тысячу лет назад. Единственное же требование к свадебной одежде вьетнамского мужчины, чтобы она была нарядной и темной. Поэтому жених облачен в обычный современный костюм. В торжестве участвует вся деревня. Угощение, по нашим меркам, небогатое - лепешки с мясом и пиво. Но вьетнамцы редко видят мясо, и оно для них - еда праздничная. По части богатства Лак Лонг Куан обычно бывает не слишком щедр. Пройдут торжества, и молодые вернутся к тяжелому крестьянскому труду. Уже на самой обычной лодке они будут ездить на местный речной рынок, чтобы выручить несколько донгов за рис или рыбу. А вот на детей дракон, наоборот, как правило, не скупится. Пока родители работают в поле или на реке, за деревенской детворой смотрит одна из деревенских бабушек. Когда кто-нибудь в семье женится, она вешает на стене своей хижины очередную свадебную фотографию, чтобы глаз радовала. Меконг кормит миллионы людей. Но для многих он не только источник пропитания, а еще и родной дом. Люди живут прямо на лодках. Из таких плавучих домов складываются целые деревни на воде. В бытовом отношении лодка мало чем отличается от хижины. Тот же алтарь, фотографии на стенах, керосиновая плитка, мебель из дсп, даже телевизор, который с недавних пор уже не является во Вьетнаме предметом роскоши. Работает он от дизельного генератора. Если жители прибрежных деревень трудятся в основном на полях, а рыбу ловят постольку поскольку, то для обитателей лодок - она главный и единственный источник пропитания. Кроме лодок есть на Меконге и целые плавучие дома на понтонах. Под каждым подвешены сети, в них хозяева выращивают рыбу. Она живет себе в естественных условиях, да еще получает все объедки со стола. Обитатели этих хором в ожидании, когда рыба нагуляет вес. Рыбу Вьетнам продает даже в Соединенные Штаты. Там время от времени местные производители поднимают шум, что она, мол, заражена токсинами. Не теми ли самыми, которые во время войны сбрасывали на страну американцы? Они, кстати, считали дельту Меконга самым страшным районом Вьетнама. Непроходимые джунгли, мангровые болота, сотни притоков, муравьи, змеи, ядовитые пауки, скорпионы, крокодилы и отряды партизан, которые появлялись неизвестно откуда и неизвестно куда исчезали. Для вьетнамцев же долина Меконга была дом родной. Лучшей базы для формирования отрядов и создания баз снабжения трудно было придумать. Здесь располагались склады оружия, продовольствия, оружейные мастерские, госпитали. Все попытки американцев выкурить оттуда вьетконговцев ни к чему не приводили. Не помогали ни напалм, ни яды, которыми авиация обильно поливала джунгли. За два десятилетия, прошедшие с конца войны, природа Вьетнама почти полностью восстановилась. Остались, конечно, отравленные и выжженные участки, но их немного. Река Меконг тоже постепенно очищается от ядов. Правда, они никуда не исчезают, а выносятся в океан. Сегодня Меконг уже нельзя назвать токсичной рекой. Воды его мутны и полны продуктов гниения, но они и дают жизнь. Люди всегда обожествляли великие реки, приносили им дары, а то и жертвы. У вьетнамцев же подобной практики не было никогда. Быть может, потому что они считали невозможным задобрить Меконг, а может, потому, что он берет свои жертвы сам. Каждый паводок уносит множество человеческих жизней, уничтожает посевы, жилища. Большие наводнения становятся национальным бедствием и серьезно подрывают экономику страны. Правительство организует эвакуацию людей в горные районы. Но как только вода спадает, они возвращаются к своей кормилице-реке.