Театр марионеток
Древними театральными формами во Вьетнаме являются театр тростевых кукол и самобытный театр кукол на воде, сценой для которого служит водная гладь озера, пруда или специальный бассейн при храме. Уже более восьмисот лет назад вьетнамские крестьяне устраивали по праздникам красочные кукольные представления. Главная их особенность заключалась в том, что кукловоды работали, стоя по пояс в воде. Подобные представления популярны во Вьетнаме и в наши дни. Но только проходят они не в реке, а в бассейне, и вместо фейерверков и факелов для подсветки используются мощные цветные прожектора. Раньше почти в каждой деревне на Красной реке устраивались красочные водные представления. С помощью кукол самодеятельные актеры разыгрывали поучительные и просто живописные сценки из сельской жизни. Действие разворачивалось на плотах.
Стоя по пояс в воде, кукловоды управляли марионетками с помощью скрытых подводных приспособлений. Давным-давно предков вьетнамцев называли "лаквьетами", "людьми, живущими в воде". Там они чувствовали себя так же комфортно, как и на суше. Нынче деревенский театр переехал в город. Теперь представления показывают в обычном бассейне, широко используя возможности современных акустических и световых систем. Однако куклы приводятся в движение все теми же дедовскими способами. Актеры, стоя в воде, дергают за ниточки своих деревянных коллег. Режиссеров современных шоу, как и сотни лет назад, вдохновляют красоты сельской жизни, крестьянские добродетели, простота и неискоренимый оптимизм народа. Во Вьетнаме водный театр всегда пользовался огромной любовью зрителей. Спектакль состоит из коротких сценок, сопровождаемых музыкой. Народные мелодии как бы склеивают разноплановые части водного шоу. Артисты ориентируются на ритм. Если ритм быстрый - движения кукол ускоряются, как только он замедляется - герои начинают передвигаться по бассейну плавно, неторопливо. Музыка помогает восприятию сюжетов, вдыхает в деревянную куклу жизнь, подчеркивает ее характер. В северном Вьетнаме музыкальный коллектив, подобный тому, что играет в театре кукол, называется "чео". В него могут входить и певцы. Команда чео вооружена флейтой, ударными, 16-и 36-струнными цитрами, старинным инструментом монохордом. Дополнительные звуковые эффекты создают фейерверки. Такой театр - явление уникальное, за пределами страны ничего подобного не встречается. Первое упоминание о нем относят к XII веку: "Пленительные мелодии льются над водной гладью. Появляются куклы небожители, их лица румяны и свежи, совсем как у земных людей. Легки движения их хрупких рук, их танец - как дуновение ветерка". Как мы уже сказали, спектакль состоит из не связанных между собой картин, соединенных музыкой.
Основная мысль сюжетов, посвященных крестьянской жизни, такова: "Все те, кто скучает по родине, - возвращайтесь, вспомните родные деревни в бамбуковых зарослях, вспомните звуки флейты, плывущие над спинами волов". Кукольные зарисовки восхваляют труд, деревенский образ жизни, семью, учат добру. Одна из сценок - "Триумфальное возвращение" - неизменно входит в программу представления. Раньше, когда при дворе монарха служили мандарины, любой наделенный способностями имел возможность занять видное положение. Для этого надо было поступить в специальную школу. В Ханое чиновников готовили в Храме литературы "Ван Миеу". Раз в три года слушатели сдавали труднейшие экзамены. Имена выдержавших испытания выбивали на памятных табличках и стелах, установленных на спинах каменных черепах. После экзаменов вчерашние студенты, бедные школяры, торжественно возвращались в родные деревни. Молодые бюрократы надевали лучшие одежды, несли флаги, музыкальные инструменты, подношения богам. Другая сцена мифологическая. В ней рассказывается, вернее, показывается, как у дракона и феи из яйца родилось сто сыновей. Они стали родоначальниками местных народов. Старший сын основал первую династию императоров.
Пляска фей выражает желание всех граждан страны, какой бы национальности они ни были, жить в мире и согласии. Дела более поздних времен также нашли отражение на водной поверхности ханойского театра. В XV веке в озере в центре столицы жила черепаха. Она вручила господину Ле Лою волшебный меч, который помог вьетнамцам истребить десятки тысяч агрессоров китайцев. Ле Лой стал королем. Однажды, когда он плавал по озеру на лодке, явилась все та же черепаха и попросила вернуть меч. Король нехотя согласился. Озеро же с тех времен стали называть Хоан Кием, Озером возвращенного меча. Ни одно представление не обходится без Тэу, господина церемоний... Жизнерадостный и смекалистый Тэу преодолевает все препятствия, находит выход из любых положений, всегда побеждает врагов. Когда-то Тэу жил на небесах, но его изгнали оттуда за кражу хурмы. На земле он обнаружил, что у людей полным-полно проблем, и весельчак стал им помогать.
Простому человеку этот персонаж очень симпатичен. Раньше в каждой вьетнамской деревне был свой комик. Человек, который организовывал праздники, был своего рода массовиком-затейником, тамадой и конферансье одновременно. Именно такой балагур и стал прообразом кукольного героя. Кукольный театр Ким Донг был основан в октябре 69-го года, в разгар войны с США, чтобы хоть как-то отвлечь людей от трудностей военного времени. Дело начинали 9 артистов в скромном помещении на окраине столицы. Несколько раз кукольный храм переименовывали и только с 93-го его стали называть Водным театром кукол Тхалонга. Сейчас он находится в самом престижном районе столицы, недалеко от Озера возвращенного меча. Всего в театре служат 15 музыкантов, 5 техработников, 22 артиста, из них четыре - заслуженных и три народных. Спектакли проходят при полном аншлаге, свободных мест почти не бывает. Ежегодно шоу смотрят 150 000 туристов. Ведется большая гастрольная деятельность. Представления даются по всему миру, и уникальный театр успешно вписывается в мировое культурное пространство. Мы попросили артистов показать приспособления, с помощью которых куклы приводятся в движение. Оказалось, что это профессиональная тайна и за кулисы нас не пустят ни под каким предлогом. И, действительно, мы смогли добраться только до полок, где герои водных шоу сохнут в ожидании следующего представления. Ханойский театр в шутку называют "театром трехсот шестидесяти пяти спектаклей", но это явное преуменьшение. В 1990 г. компартия поставила перед коллективом задачу давать не менее 500 представлений в год. Два актерских состава, работающих через день, с этой сложной задачей справляется успешно. Коллектив побывал в 20 странах Азии, Европы и Америки. В прошлом году артисты посетили Россию и мечтают съездить туда снова. На тридцатую годовщину основания театра все кукловоды во главе с директором Ле Ван Нго были награждены орденами Труда третьей степени за вклад в развитие национальной культуры Вьетнама.