Хойан – это прибрежный город, расположенный в 30 км от Дананга. Известный как Файфо первым западным купцам, он являлся одним из главных основных международных портов Юго-Восточной Азии в XVII, XVIII и XIX вв. В те дни Хойан, соперничающий с Макао и Малаккой, был важным портом для голландских, португальских, китайских, японских и других торговых судов. Вьетнамские суда и моряки, базировавшиеся в Хойане, плавали в Таиланд и Индонезию, а также во все районы Вьетнама. Возможно, больше чем какая-либо часть Вьетнама, Хойан сохраняет веяние веков, оставаясь местом, которое вызывает все большее и большее желание исследования. История Недавно открытые керамические фрагменты, насчитывающие 2200 лет, представляют собой самые ранние свидетельства обитания человека в районе Хойана. Как полагают, они относятся к цивилизации Сахюинь позднего железного века, которая связана с культурой Донгшон в Северном Вьетнаме. Со II по X вв., когда этот регион являлся центром Государства Чампа – тогда, когда были построены находящиеся рядом столица тямов Симхапура (Чакьеу) и Мишон, здесь существовал оживленный морской порт. Персидские и арабские документы более позднего периода упоминают Хойан как пункт пополнения запасов для торговых судов. Археологи нашли фундаменты многочисленных тямских башен поблизости от Хойана (кирпичи и камни самих башен были впоследствии заново использованы вьетнамскими поселенцами). В 1307 г. король Чампы женился на дочери вьетнамского монарха из династии Чан и в качестве подарка отдал вьетнамцам провинцию Куангнам. После смерти короля его преемник отказался признать эту сделку и начал войну: в следующем столетии здесь царил хаос. К XV в. мир был восстановлен, что дало возможность возобновить нормальную торговлю. В последующие четыре века китайские, японские, голландские, португальские, испанские, индийские, филиппинские, индонезийские, тайские, французские, английские и американские суда заходили в Хойан за высококачественным шелком (чем этот район знаменит), тканями, бумагой, фарфором, чаем, сахаром, орехами арековой пальмы, перцем, лекарственными травами, слоновьими бивнями, воском, перламутром, лаковой посудой, серой и свинцом. Китайские и японские купцы отплывали на юг весной, движимые ветром с северо-востока. Они оставались в Хойане до лета, когда южные ветры возвращали их домой. Во время четырехмесячного пребывания в Хойане купцы арендовали выходящие на реку дома под склады и жилье. Некоторые купцы начинали оставаться в качестве постоянных агентов в Хойане, чтобы заботиться о бизнесе вне сезона. Так появилась колония иностранцев. Японцы прекратили приезжать в Хойан с 1637 г., когда японское правительство запретило все контакты с внешним миром. Хойан стал первым местом во Вьетнаме, где появилось христианство. Среди миссионеров, посетивших в XVII в. Хойан, был французский священник Александр Де Родс, создавший вьетнамскую письменность «куок нгы» на основе латинского алфавита. Хойан был почти полностью уничтожен во время восстания Тэйшонов в 1770-1780-х годах, но был заново отстроен и продолжал служить важным портом для зарубежных торговых судов до конца XIX в., когда река Тхубон (река Кай), которая связывает Хойан с морем, была занесена илом и стала слишком мелкой для судоходства. В этот период Дананг (Туран) сменил Хойан в качестве порта и торгового центра. В 1916 г. железнодорожная линия, связывавшая Дананг с Хойаном, была уничтожена ужасным ураганом и после этого так и не была восстановлена. Французы сделали Хойан своим административным центром. Во время войны с США Хойан остался почти полностью нетронутым. Хойан – это место, где возникло первое китайское поселение в Южном Вьетнаме. Городские залы собраний китайской общины по-прежнему играют важную роль среди этнических китайцев Южного Вьетнама, некоторые из которых приезжают в Хойан со всего юга для участия в праздничных собраниях. Сегодня 1300 человек из примерно 60 тысячного населения Хойана составляют китайцы. Отношения между этническими вьетнамцами и этническими китайцами в Хойане прекрасные, частично из-за того, что китайцы здесь, в отличие от своих соотечественников в других частях страны, культурно ассимилировались настолько, что даже говорят между собой на вьетнамском. Ряд деревянных зданий Хойана датируются первой половиной XIX в. и дает посетителям возможность почувствовать атмосферу прошлых столетий, когда пристани была заполнена парусными судами, а улицы кишели носильщиками, несущими товары из одного склада в другой, и торговцами из десятков стран, говорящими на множестве языков.